ГОСТ 1.0-92. Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации

Оцените
(0 голосов)

Скачать ГОСТ 1.0-92.  Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации

Общие положения

Издание официальное Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации Минск

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан группой экспертов Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 7 октября 1992 г.

За принятие стандарта проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа стандартизации

Республика Азербайджан       

Азгосстандарт

Республика Армения           

Армгосстандарт

Республика Беларусь          

Белстандарт

Республика Казахстан          

Казглавстандарт

Республика Кыргызстан        

Кыргызстандарт

еспублика Молдова           

Госпартамент Молдовастандарт

Российская Федерация         

Госстандарт России

Республика Таджикистан       

Таджикгосстандарт

Республика Туркменистан      

Туркменгосстандарт

Республика Узбекистан        

Узгосстандарт

Республика Украина           

Госстандарт Украины

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ ноябрь 1993 г. с изменения N 1 и N 2

* В данный документ внесено изменение N 3, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6-94 МГС от 21 октября 1994 г.).

 

Межгосударственный стандарт

Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения.

Interstate standardization procedures. Тотal concepts.

Дата введения 1993-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает цели, основные принципы и организацию работ по межгосударственной стандартизации, основные виды межгосударственных стандартов, правила разработки, принятия, внесения изменений и отмены межгосударственных стандартов, правил по межгосударственной стандартизации (ПМГ) и рекомендаций по межгосударственной стандартизации (РМГ,правила их применения.

Стандарт разработан в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение) - Москва, 13.03.92-12/1 и протоколом совещания руководителей органов государственного управления строительством "Об организации межгосударственного сотрудничества в области стандартизации и технического нормирования в строительстве" - Минск, 06.06.92.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:

Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации - Москва, 13.03.92-12/1;

Протокол совещания руководителей органов государственного управления строительством "Об организации межгосударственного сотрудничества в области стандартизации и технического нормирования в строительстве" - Минск, 06.06.92;

ГОСТ 1.5-93 Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ПМГ 02-93 Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации;

РМГ 01-92 Рекомендации по планированию и финансированию работ по межгосударственной стандартизации.

3 Определения

3.1 Межгосударственный стандарт "ГОСТ" - стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный Совет) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (далее - МНТКС).

3.2 Межгосударственная стандартизация - стандартизация объектов, представляющих межгосударственный интерес.

Примечание - Межгосударственная стандартизация открыта для других государств, признающих ее принципы и присоединившихся к Соглашению.

4 Цели межгосударственной стандартизации

4.1 Основными целями межгосударственной стандартизации являются:

- защита интересов потребителей и каждого государства-участника Соглашения о вопросах качества продукции, услуг и процессов (далее - продукция), обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;

- содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства государств-участников Соглашения;

- устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств- участников Соглашения на мировых товарных рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;

- содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств-участников Соглашения при возникновении природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

5 Основные принципы межгосударственной  стандартизации

5.1 Взаимное стремление всех заинтересованных государств- участников Соглашения к достижению согласия по обеспечению качества взаимопоставляемой продукции.

5.2 Целесообразность разработки межгосударственного стандарта, учитывающая его социальную, экономическую, техническую необходимость и приемлемость для применения государствами-участниками Соглашения.

5.3 Обеспечение гармонизации межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами.

5.4 Пригодность межгосударственных стандартов в целях сертификации продукции и услуг.

5.5 Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов путем согласования требований к этим объектам и увязки сроков введения в действие нормативных документов по стандартизации.

5.6 Обеспечение соответствия межгосударственных стандартов современным достижениям науки, техники и передового опыта.

6 Основные направления работ по межгосударственной стандартизации

6.1 Принятие приоритетных направлений и форм межгосударственного сотрудничества по реализации согласованной политики в области стандартизации осуществляет Межгосударственный Совет, а в области строительства- МНТКС;

6.2 Основными направлениями проведения согласованной межгосударственной политики в области стандартизации являются:

- принятие общих правил проведения работ по межгосударственной стандартизации;

- установление данных (согласованных, гармонизированных) требований к продукции, обеспечивающих ее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов контроля (испытаний);

- стандартизация общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес;

- организация ведения классификаторов технико-экономической информации, систем кодирования и их развитие;

- формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран при наличии соответствующих соглашений и договоренностей, обеспечение государств-участников Соглашения этими стандартами, ведение и хранение действующих отраслевых стандартов на важнейшие группы продукции, представляющей межгосударственный интерес;

- издание и распространение межгосударственных стандартов и других межгосударственных документов по стандартизации;

- координация программ подготовки и повышения квалификации кадров в области стандартизации;

- научно-техническое сотрудничество в работах по международной стандартизации.

6.3 Решения по вопросам межгосударственной стандартизации, принятые Межгосударственным Советом, национальные органы по стандартизации государств-участников Соглашения реализуют соответствующими организационно-распорядительными документами.

7. Объекты стандартизации и основные виды нормативных документов по стандартизации

7.1 Объектами межгосударственной стандартизации являются:

- общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники,крепеж и др.), совместимые программные и технические средства информационных технологий, справочные данные о свойствах материалов и веществ;

- объекты крупных промышленных  и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);

- объекты крупных межгосударственных социально-экономических и научно-технических программ, таких как обеспечение населения питьевой водой, создание системы контроля среды обитания, обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, обеспечение безопасности населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и др;

- взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.

7.2 В межгосударственные стандарты включают:

- требования к качеству продукции, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды;

- требования техники безопасности и производственной санитарии;

- требования к совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

- основные потребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;

- методы контроля требований к продукции;

- требования, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы;

- правила обеспечения качества продукции;

- требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов.

7.2 В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований предусмотрены следующие основные виды межгосударственных стандартов;

- стандарты основополагающие;

- стандарты на продукцию (услуги);

- стандарты на процессы;

- стандарты на методы контроля (испытаний,измерений,анализа).

7.4 Основополагающие межгосударственные стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы, правила), обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехнические требования.

7.5 Межгосударственные стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции и, при необходимости, к конкретной продукции.

7.6 Межгосударственные стандарты на процессы устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

7.7 Межгосударственные стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний продукции при ее создании, сертификации и использовании (применении).

7.8 Для решения задач по организации и координации работ по межгосударственной стандартизации - Межгосударственный Совет, а в области строительства -МНТКС, после обсуждения с национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) принимает правила по межгосударственной стандартизации (ПМГ) и рекомендации по межгосударственной стандартизации (РМГ).

8 Правила разработки и принятия межгосударственных стандартов

8.1 Разработку межгосударственных стандартов осуществляют в соответствии с заданиями плана межгосударственной стандартизации.

8.2 План межгосударственной стандартизации формирует Технический секретариат Межгосударственного Совета, а в области строительства - секретариат МНТКС, на основе представленных национальными органами по стандартизации предложений к плану межгосударственной стандартизации в соответствии с РМГ 01.

8.3 План межгосударственной стандартизации принимается Межгосударственным Советом, а в области строительства - МНТКС.

8.4 Порядок разработки и рассмотрения проекта межгосударственного стандарта в государстве - участнике Соглашения принимает и устанавливает национальный орган по стандартизации.

8.5 При разработке межгосударственных стандартов необходимо учитывать проекты и принятые международные и региональные стандарты, национальные стандарты других стран.

Построение, изложение, оформление и содержание межгосударственных стандартов - по ГОСТ 1,5.

Текст проекта межгосударственного стандарта излагают на русском языке.

8.6 В качестве проекта межгосударственного стандарта национальный орган может предложить действующий национальный (государственный) стандарт государства-участника Соглашения.

8.7 Проект межгосударственного стандарта с пояснительной запиской к нему рассылается национальным органом по стандартизации (управлению строительством) государства-основного разработчика стандарта на рассмотрение в национальные органы по стандартизации (национальные органы управления строительством) государств -участников Соглашения, которые заинтересованы в разработке стандарта и указаны в плане межгосударственной стандартизации, а также в Технический секретариат (Секретариат МНТКС).

Национальный орган по стандартизации (национальный орган управления строительством) в 3-х месячный срок направляет замечания и предложения по проекту стандарта в национальный орган по стандартизации (национальный орган управления строительством) государства-основного разработчика проекта стандарта или информирует его о готовности к принятию стандарта, направляя ему бюллетень голосования.

Форма бюллетеней голосования установлена в приложении А.

В случае отсутствия замечаний и предложений по проекту стандарта от национального органа в течение трех месяцев с момента получения считать его согласованным. При этом замечания и предложения по проекту стандарта, поступившие от национального органа после указанного срока, передаются национальным органам по стандартизации для рассмотрения при очередном пересмотре межгосударственного стандарта или внесении в него изменений.

При положительных результатах голосования окончательная редакция межгосударственного стандарта с пояснительной запиской и бюллетенями голосования представляется в Технический секретариат (секретариат МНТКС).

Технический секретариат (секретариат МНТКС) рассматривает и обобщает результаты голосования государств-участников Соглашения.

Межгосударственный Совет (МНТКС) принимает межгосударственные стандарты на основе результатов голосования государств-участников Соглашения.

Голосование по проекту межгосударственного стандарта может быть проведено непосредственно на заседании Межгосударственного Совета (МНТКС).

8.8 Стандарт считается принятым, если за его принятие проголосовали не менее двух государств. Последующее присоединение к межгосударственному стандарту также оформляют бюллетенем голосования. При этом вносят соответствующие изменения в информационные данные стандарта.

8.9 Межгосударственный стандарт не налагает каких-либо обязательств на государства, воздержавшиеся от голосования, проголосовавшие против принятия стандарта или не заинтересованные в стандарте.

8.10 При наличии принципиальных замечаний по проекту межгосударственного стандарта их рассматривают и принимают по ним решения в рабочем порядке, на совещании представителей заинтересованных государств или на заседании Межгосударственного Совета (в области строительства - МНТКС).

При необходимости может быть создана рабочая группа из представителей государств-участников Соглашения для доработки проекта межгосударственного стандарта.

Проект стандарта, доработанный на совещании представителей заинтересованных государств или рабочей группы, рассылается на повторное голосование национальным органом по стандартизации (управлению строительством) государства-основного разработчика проекта стандарта.

Если проведенная процедура привела к отрицательному голосованию, не исключается возможность опубликования этого документа в качестве технического отчета МГС.

8.11 Регистрацию принятых межгосударственных стандартов, формирование информационных указателей межгосударственных стандартов и обеспечение этими указателями национальных органов по стандартизации (управлению строительством) государств-участников Соглашения осуществляет Технический секретариат Межгосударственного Совета.

Хранение подлинников общих организационно-методических документов, разработанных в соответствии с общими программами и техническими проектами в области стандартизации, осуществляет Технический секретариат, в области строительства - секретариат МНТКС.

Хранение подлинников иных межгосударственных  стандартов  осуществляется национальными органами по стандартизации стран-участниц Соглашения,на территории которых находится головной разработчик стандарта.

8.12 Обозначение вновь разрабатываемых межгосударственных стандартов состоит из индекса (ГОСТ) и разделенных тире регистрационного номера и двух последних цифр года принятия стандарта.

Регистрационный номер стандарта, входящего в комплекс стандартов, состоит из разделенных точкой присвоенного номера комплекса стандартов и порядкового номера стандарта в комплексе, а также двух последних цифр года принятия стандарта.

В обозначении пересмотренных межгосударственных стандартов их регистрационный номер остается неизменным, изменяется только год принятия стандарта.

8.13 Обеспечение национальных органов по стандартизации (национальных органов управления строительством) государств-участников Соглашения копиями межгосударственных стандартов, пригодными для тиражирования, осуществляет Технический секретариат (секретариат МНТКС).

8.14 Тиражирование и обеспечение межгосударственными стандартами заинтересованных организаций и предприятий каждого государства осуществляют в порядке, установленном национальным органом по стандартизации, а в области строительства -  национальным органом управления строительством.

Тиражирование межгосударственных стандартов осуществляют на русском языке или русском и государственном языке государства- участника Соглашения.

8.15 Межгосударственные стандарты применяются государствами- участниками Соглашения, присоединившимся к этим стандартам.

8.16 Межгосударственный стандарт в государствах-участниках Соглашения, присоединившихся к нему, применяется в качестве национального (государственного) стандарта этих стран в порядке, установленном национальными органами по стандартизации, исключая при этом применение любого противоречащего ему национального (государственного) стандарта.

Примечание

Под понятием "противоречащий национальный(государственный) стандарт подразумевают национальный (государственный) стандарт, разработанный по той же тематике, что и межгосударственный стандарт, но содержащий такие требования, которые исключают соответствие продукции требованиям межгосударственного стандарта.

8.17 Разработку и принятие изменений к межгосударственному стандарту и (или) отмену осуществляют в порядке, принятом для разработки стандартов.

В чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой для жизни и здоровья населения, окружающей среды, национальный орган по стандартизации (национальный орган управления строительством) принимает (утверждает) изменение к национальному (государственному) стандарту, в качестве которого был принят межгосударственный стандарт. Одновременно национальный орган по стандартизации (национальный орган управления строительством) направляет уведомление о принятом изменении к стандарту с соответствующим обоснованием в Технический секретариат Межгосударственного Совета (по строительству - в секретариат МНТКС).

8.18 Если государство-участник Соглашения, ранее проголосовавшее за принятие стандарта или присоединившееся к нему, имеет намерение прекратить его применение на своей территории без замены другим нормативным документом, оно направляет уведомление с указанием причины отмены не позднее, чем за 9 месяцев до прекращения применения в Технический секретариат (секретариат МНТКС), а также в национальные органы по стандартизации (управлению строительством) государств-участников Соглашения.

При разработке национального стандарта взамен действующего межгосударственного стандарта национальный орган по стандартизации (управлению строительством) в своем уведомлении указывает обозначение разработанного национального стандарта.

Содержание приложения А изложить в новой редакции:

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное)

Форма первой страницы бюллетеня голосования

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,

МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Бюллетень голосования

по проекту (изменения, отмене) ----------------------межгосударственного стандарта              (государство)

ПРИНЯТЬ межгосударственный стандарт (изменение) ------------------------------------------------------------------

(обозначение и наименование межгосударственного стандарта) -------------------------------------------------------

(государство-разработчик стандарта)

-------------   1       |           |     с содержанием стандарта согласен

-------------

-------------   2       |           |     от голосования воздерживается

-------------

-------------   3       |           |     против стандарта возражает

-------------

Обоснование позиции возражения против стандарта: -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(обоснование изложено в письме, иск N_____от__________)

ОТМЕНИТЬ межгосударственный стандарт ------------------------------------------------------------------------------

(обозначение и наименование отменяемого межгосударственного стандарта) --------------------------------------------

-------------   5       |           |     от голосования воздерживается

-------------

-------------   6       |           |     против отмены стандарта возражает

-------------

Обоснование позиции возражения против отмены стандарта: --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(обоснование изложено в письме, иск N______от_______)
_________наименование__________подпись________________расшифровка подписи и дата   национального органа
должность и Ф.И.О)   по стандартизации   (управления   строительством)

ИЗМЕНЕНИЕ N 3

Форма второй страницы бюллетеня голосования

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ БЮЛЛЕТЕНЯ ГОЛОСОВАНИЯ

1. Принятие стандарта заполняется на стадии голосования по окончательной редакции проекта стандарта (изменение).

Указывается полное наименование стандарта (изменение) и государство-разработчик.

Принятие решения оформляется перечеркиванием одного соответствующего (1,2 или 3) квадрата позиции государства, что означает согласие с этой позицией. Пример заполнения:

-----\-/------

|     Х      |

-----/-\------

В случае возражения против стандарта приводится краткое обоснование этой позиции.

2. Отмена стандарта заполняется при принятии нового стандарта, заменяющего действующий стандарт, или отмене действующего стандарта без замены.

Указывается полное наименование отменяемого стандарта.

Принятие решения оформляется перечеркиванием одного соответствующего (4,5 или 6) квадрата позиции государства, что означает согласие с этой позицией. Пример заполнения:

-----\-/------

|     Х      |

-----/-\------

УДК ------------------------------------------------------------------
Ключевые слова: стандартизация межгосударственная, цели, задачи, принципы, правила разработки, принятия, применения межгосударственных стандартов, сотрудничество научно-техническое государств- участников Соглашения по межгосударственной стандартизации



  •  

     

    Выбор редакции: