Большой Кремлевский Дворец. Часть 1. Парадная лестница. Аван-зал

Оцените
(0 голосов)

Главное здание состоит из возобновленных частей старинного дворца - дворцовых церквей, Золотой Царицыной и Грановитой Палат и Теремов, составляющих его северную часть, и пристроенного к ним Большого Дворца с главным фасадом, выходящим на юг, на Москву-реку, восточным - на Соборную и западным - на Императорскую площадь.

Новая постройка тесно связана со старинными частями, образуя с ними четырехугольник, на внутреннем дворе которого находится древняя церковь Спаса на Бору.

С запада главное здание соединено Зимним садом с апартаментами Их Высочеств, Конюшенным корпусом, Оружейной Палатой и корпусом Потешного дворца, занимающими все пространство вдоль Кремлевской стены от Боровицких до Троицких ворот.

С севера к нему примыкает здание Кавалерских корпусов, идущее параллельно с корпусом Потешного дворца и образующее с ним Дворцовую улицу.

На дворе, позади Кавалерских корпусов, находятся Офицерский, Гренадерский и Кухонный корпуса.

Наружный вид Дворца.

Главный корпус Дворца кажется трехэтажным, на самом же деле он состоит из двух этажей. Нижний, с полукруглыми окнами, устроен выступом, служащим открытой террасой вдоль всего южного и восточного фасада. Верхний этаж, с залами в два света, имеет два ряда окон, украшенных наличниками русского образца (двойная арка с серьгою).

Над серединою главного фасада возвышается четырехгранный трибун, украшенный с двух сторон пятью кокошниками с барельефными изображениями двуглавых орлов; выше - гербы Московский, С.-Петербургский, Казанский, Астраханский, Польский и Таврический.

Над трибуном - четырехгранный купол с четырьмя круглыми слуховыми окнами; в двух из них помещены часы, в двух остальных - колокола для боя.

Основание купола обнесено золотыми перилами, а вершина увенчана золотым восьмигранным возвышением с золотым флагштоком для Штандарта Государя Императора (желтый с государственным гербом посередине Императорский флаг, означающий личное пребывание Государя Императора).

По вершине кровли идет золоченый гребень с золочеными стрелами громоотвода.

Парадные сени.

Главный подъезд Дворца находится со стороны Москвы-реки, в южном фасаде здания. 16 ступеней ведут в парадные сени.

Плоские своды сеней поддерживаются четырьмя монолитами из серого сердобольскаго гранита с дорическими капителями и базами из белого каррарскаго мрамора. Против них восемь из того же гранита пилястр с мраморными капителями и базами; по углам четыре таких же пилястры; стены - под белый мрамор. Около каждого монолита - массивный бронзовый канделябр. Пол вымощен плитами из серого ревельского камня.

В XVII веке на этом месте находились палаты Сытного дворца, который заведовал царскими напитками, а под ними - погреба с фряжскими, т. е. иностранными винами, отчего ближайшее крыльцо на двор к церкви Спаса на Бору называлось фряжским. Под крыльцом этим была маленькая палатка - помещение для царских бочаров.

Парадная лестница.

Прямо против входа парадная лестница из ревельскаго камня, ведет во второй этаж. В ней 58 ступеней и 5 площадок. С третьей площадки направо спускается лестница в 30 ступеней к Благовещенскому подъезду, выходящему на Соборную площадь.

Парадная лестница Большого Кремлевского дворца

Благовещенский подъезд во дворце XVII века находился в паперти Благовещенского Собора и был запретным для иноверцев, которым для входа во дворец была предоставлена средняя золотая лестница, ныне не существующая и выходившая на Красное Крыльцо прямо против входа в Среднюю Золотую палату.

Стрельчатые своды парадной лестницы поддерживаются десятью пилонами из коломенского желтого мрамора, соединенными литыми бронзовыми золочеными решетками За пилонами идут галереи; левая освещена окнами, а правая украшена большой картиной, изображающей Куликовскую битву. У дверей, ведущих в аван-залу (передняя зала); и, стоят две огромные хрустальные с бронзой вазы конца XVIII века, исключительные по художественной ценности.

У противоположной дверям стены на высоких алебастровых пьедесталах две другие меньших размеров хрустальные с бронзой вазы того же времени. Двери, ведущие в аван-залу, представляют замечательный образец столярного искусства: отдельные части их из цельного ореха составлены совершенно без клея и столь искусно, что швы почти не заметны.

Аван-зала.

Аван-зала - квадратная голубая, с лепною белою отделкой. Прямо перед входом картина художника Репина – «Прием Императором Александром III волостных старшин на внутреннем дворе Петровскаго дворца (за Тверской заставой)». У окна камин из зелено-волнистой ревневской яшмы с Колыванской шлифовальной фабрики. На камине старинные французские часы в стиле Empire, с фигурой Аполлона на колеснице. По бокам их канделябры в том же стиле. Золоченые двери, богато украшенные орнаментами, ведут в Георгиевскую залу.

Аван-зал Большого Кремлевского дворца

На месте Аван-залы и части парадной лестницы при Царе Иоанне Грозном находились его постельные покои с теремом его первой супруги, Царицы Анастасии Романовны, а с 1627 года стояла столовая брусяная изба с высокою шатровою крышею, увенчанною орлом, с сенями, крыльцом и комнатным садом. В 1681 году Столовая изба была сломана и сад перенесен на каменное здание, находившееся к югу oт Благовещенского собора, где получил название нижнего набережного сада.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с незначительными сокращениями.

Источник: Альбом "Большой Кремлевский дворец. Дворцовые церкви и Придворные соборы", Москва, 1916 г.

Прочитано 3660 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: