Архитектура архаической эпохи (750 – 480 гг. до н.э.)

Оцените
(0 голосов)

Архитектура времен архаики

В конце VII и в первой половине VI вв. до н.э. в архитектуре происходит крутой перелом, обусловленный развитием грече­ских городов-государств. Именно в эту по­ру складываются новые типы многих обще­ственных здании, в связи с которыми со­вершается переход от дерево-сырцового строительства к каменному и формируются новые архитектурно-выразительные средства, вскоре превратившие эти сооружения в замечательные памятники монументального зодчества и подготовившие его небывало пышный расцвет в 480-400гг. до н.э.

Недолговечность применявшихся строи­тельных материалов и позднейшие пере­стройки объясняют ограниченность наших сведений о городе архаической эпохи, и представления о нем основаны главным об­разом на данных, почерпнутых при изуче­нии городов более позднего времени, сохра­нивших традиционную планировочную ос­нову (например, Лаго и особенно Афины). На протяжении рассматриваемого периода греческие города, несмотря на то, что они стали теперь государственными центрами, объединившихся вокруг них сельских общин, все еще представляли собой скромные поселения у подножья или вокруг укрепленных акрополей. Можно с уверенностью полагать, что даже к концу VI в. до н.э. лишь в немногих полисах число полноправных граждан превышало 5 тыс. человек, а об­щее количество населения (включая рабов и иностранцев) - 20 тыс. человек. Это от­носится, по-видимому, и к таким важным приморским торговым городам, как Коринф или Афины, население которых начинает быстро увеличиваться лишь с этого вре­мени.

Важнейшая особенность греческой архи­тектуры архаической эпохи - появление ря­да новых типов общественных сооружений, потребность в которых была вызвана но­выми формами государственной и обще­ственной жизни полиса.

Наиболее богатыми и монументальными зданиями городов были храмы. Говоря о них, необходимо, однако, иметь в виду, что в античной Греции не всегда легко провести четкую границу между культовой и «мирской» т.е. государственной, обще­ственной сторонами жизни полиса, а следовательно, и определить характер того или иного сооружения, Обычно территория не только города, но и всего маленького гре­ческого государства считалась освященной покровительством одного из божеств. Культ бога-покровителя (Афины – в Афинах, Геры – в Аргосе и т.д.) и связанные с ним торжественные празднества становились всенародным делом. И храмы являлись не только вместилищем статуи бога-покровителя общины, но и хранилищем казны полиса, его главной государственной святыней, составлявшей предмет гордости граждан и как бы воплощавшей чувство объединяющего их полисного патриотизма.

Таким образом, храм при многих особенностях их композиции и планировки, обусловленных тем или иным культом, следует рассматривать как важнейшее общественное сооружение  древнегреческого зодчества.

Потребностям государственной и обще­ственной жизни отвечали: булевтерии – дома для собраниясовета (так называемые буле) рабовладельческой общины, пританеи -  близкий жилому дому тип здания со священным очагом общины, предназначен­ный для официальных приемов; дома симпозиев - в которых проводились обществен­ные трапезы.

Для физической тренировки молодежи служили палестры, первоначаль­но просто огороженные участки для заня­тий борьбой, легкой атлеткой и прочим, которые затем были окружены стоями, в классическую эпоху такая схема легла в основу планировки гимнасиев, включавших помимо окруженного портиками двора санитарно-гигиенические устройства и помещения для занятий музы­кой и литературой, которые входили в си­стему древнегреческого образования.

В общеэллинских святилищах, где уже с VIII в. до н. э. проводились соревнования - в пер­вую очередь по легкой атлетике, - появи­лись стадионы…

С развитием полиса и первыми успеха­ми демоса в его борьбе за более демокра­тические формы управления усилилось чув­ство полисного патриотизма. Строительство различных общественных сооружений стало предметом заботы всех полноправных граж­дан рабовладельческой общины. Немало внимания этому строительству уделяли и правившие полисами тираны, распоряжавшиеся общественной казной и стремившиеся укрепить свою популярность.

Все это ставило перед архитектурой новые и слож­ные задачи. Возникла потребность не толь­ко в удобных общественных зданиях, но и в зданиях, которые одновременно могли бы достойно выражать мысли и чувства всех граждан полиса. Иными словами, потребовалась монументальная архитектура.

Для этого нужна была совершенно новая, до­ходчивая ив то же время эффективная гибкая система архитектурных приемов, с помощью которых можно было бы создать и несложный, легкий портик на агоре или над водоразборным резервуаром, и величе­ственный храм, посвященный богам-по­кровителям полиса.

Такой системы выразительных архитек­турных средств в греческом дерево-сырцовом строительстве не было, и она была соз­дана в рассматриваемый период. В ее ос­нову легли так называемые архитектурные ордера, сложившиеся с переходом к строи­тельству общественных сооружений из камня.

Архитектурные ордера

В постройках эпохи архаики мы впер­вые встречаемся с древнегреческой или, как ее иногда называют, классической ордерной системой - одним из величайших достиже­ний эллинского зодчества, наиболее полно воплотившим особенности архитектурного мышления древнегреческих строителей и явившимся одним из его важнейших вкла­дов в мировое развитие архитектуры.

Ор­дер - это художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах, отличающихся как общим характером, так и строго установ­ленным составом, формой и взаимораспо­ложением элементов, а также своими про­филями (или обломами) и орнаментом (живописным в дорике и резным в ионике), скупо располагавшимся главным образом на «неработающих» частях конструкции.

О несомненном сходстве ряда ордерных форм с элементами деревянной стоечно-балочной конструкции будет рассказано в наших публикациях.

Лаконичный, мужественный и сильный дорический ордер иболее стройный, изящный ионический (включающий в свою очередь два вариант - малоазийский и ат­тический) встречаются в первых известных науке полностью каменных сооружениях (1-я половина VI в. до н. э.). Третий, ко­ринфский, ордер, отличающийся от ионического лишь резной «растительной» капи­телью, появился значительно позднее (2-я половина V в. до и. э.).

Большая часть связанных с ордерной си­стемой терминов восходит к традициям древнегреческого или римского зодчества и дошла до нас в памятниках античной письменности, главным образом в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре».

Аохитектурные ордера: ионический и дорический

Главными частями греческого ордера являются:

1) основание, обычно ступенчатое, - сте­реобат1; оно покоится на верхнем, частично поднятом над землею, выровненном ряде кладки фундамента, который называется евтинтерией;

2) вертикальные опоры - колонны, воз­вышающиеся на верхней ступени стереоба­та - стилобате2, и наконец

3) верхняя часть (перекрытие)  - антаб­лемент, который в свою очередь делится на две или три части:

а) архитрав, или эпи­стиль, - главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия;

б) фриз - имевшийся в дори­ческом и некоторых вариантах ионического ордеров и изображавший само перекрытие, покоящееся на архитраве;

в) венчающая часть  - карниз.

Образное противопоставление несущих и несомых частей четко проводилось во всех деталях ордера, вплоть до отдельных обло­мов (мулюры).

______________________________________________________________________________________________________________________

1Витрувий называет стереобатом стены, возводимые под фундаментом под колоннами, имея ввиду подии древнеримских храмов. Современные авторы применяют этот термин в указанном выше смысле.

Стилобатом называют как всю верхнюю ступень уступчатого основания (стереобата), так и одну только поверхность этой ступени, на которой возвышаются колонны.

Прочитано 8130 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: