Древний Египет. Архитектура додинастического периода (V-IV тыс. до н.э.)

Оцените
(1 Голосовать)

alt

Первым жилищем человеку периода па­леолита служили ямы и пещеры; кроме того, сооружались навесы и шатры, сделан­ные из натянутых на шесты шкур. Из тро­стника плели циновки и строили простые загородки, перекрытые сверху тоже плетен­ками. В начертаниях иероглифов сохранился облик этих древнейших жилищ. Стены их были прямые, перекрытие слегка покатое, с закругленными краями. Невысо­кий проем в стене служил дверью.

Вера в загробную жизнь и представле­ние о том, что человек и после смерти про­должает вести жизнь, подобную земной, способствовали тому, что могилы делали в форме жилищ.

Древнейшими погребениями служили ямы, в которые клали завернутые в шкуры или циновки тела умерших. Рядом с ними ставили сосуды, клали оружие, насыпали зерно. Поздненеолитические поселения луч­ше всего сохранились в Хелуане, Фаюме, Меримде Бени-Саламе.

Меримде Бени-Салам расположен в се­веро-западной части дельты, в 40 км от Каира. Площадь этого поселения охваты­вает территорию около 300 тыс. м2. Оно со­стояло из двух улиц, разделенных на квар­талы протяженностью около 100 м. Каждый квартал включал приблизительно 13 жи­лищ. Жилища в плане были овальными; со­оружались они из кирпича, приготовленного ручным способом и высушенного на солнце. Полы были глинобитные. В пол для собирания влаги обычно заделывали глиняный сосуд; вход устраивали на неко­тором возвышении от пола. Крышей слу­жила циновка из тростника.

Помимо строений из глины и кирпича- сырца в это время возводились также по­стройки из тростника и дерева. Стены со­оружались из щитов, сплетенных из ветвей и обмазанных глиной. Вход, вероятно, за­вешивался циновкой. Очаг устраивался около хижины.

В Фаюме сохранились большие зернохранилища, устроенные за пределами посе­лений; зерно, очевидно, было собствен­ностью всей общины. Рядом с зерновыми корзинами, вкопанными в землю, распола­гались неглубокие круглые тока диаметром 4 м.

Поселения времени энеолита (медно-ка­менного века) в Египте были обнаружены на большой территории. Особенно харак­терны памятники, открытые в Бадари, в Верхнем Египте. Население Бадари вело оседлый образ жизни, занималось охотой и рыболовством, разводило скот и выращи­вало ячмень и полбу. Большого развития достигло ремесло: здесь умели полировать твердые породы камня, делали каменные топоры, тесла и наконечники стрел. Из сло­новой кости вырезали гребни, ложки, аму­леты. Из глины делали правильной формы сосуды, покрытые белой росписью. Наряду с геометрическими узорами изображали животных, сцены охоты.

О жилищах времени энеолита можно су­дить по глиняной модели дома для души умершего (по представлению древних егип­тян, душа после смерти человека нуждалась в жилище), найденной в могиле в эль-Амре. Постройка имела в плане прямо­угольную форму и к основанию расширя­лась таким образом, что стены получали легкий наклон, придававший им большую прочность. Дверной проем, по-видимому, завешивали циновкой, которая наматыва­лась на деревянный вал. Этот вал как де­коративный мотив сохранился и в каменной архитектуре последующего периода. На мо­дели из эль-Амры видны деревянные брусья, перекрывающие оконные и дверные проемы. Крыши на модели из эль-Амры нет, но на основании других изображений известно, что она была плоской.

В Иераконполе была открыта гробница вождя, представлявшая собой прямоуголь­ное в плане подземное помещение разме­рами 2x4,5 м при высоте в 1,5 м. Внутри стены гробницы обложены кирпичом и об­мазаны глиной. В центре северной стены имеется выступ, делящий помещение на двечасти. Передняя стена выступа и южная стена гробницы были покрыты росписью, выполненной белой, черной, желтой и крас­ной краской.

Сюжеты росписей разнообразны: культовые обряды, охота, военные сцены. Фигуры свободно располо­жены на поверхности стены. Изображения людей и животных обобщены, причем раз­личные части одной и той же фигуры пере­даны с разных точек зрения: голова и ноги сбоку, плечи и глаза спереди. Незнакомый с законами перспективы художник при изображении объемной фигуры на плоско­сти прибегает к условной передаче челове­ческого тела - прием, сохранившийся в еги­петском искусстве на всем протяжении его развития.

В связи с разложением в период эне­олита родовой общины и частыми междо­усобными войнами за овладение отдель­ными земельными участками возникла не­обходимость в укреплении поселений. Най­денные в погребениях вырезанные из кости модели строений и рисунки этого времени свидетельствуют о наличии построек в виде высоких, суживающихся кверху сторожевых башен с круглой платформой наверху, об­несенной зубчатым парапетом. Подъем на башню был возможен только при помощи приставной лестницы.

Борьба между общинами приводила к тому, что сильные общины подавляли более слабые и включали их в состав своей тер­ритории.

Процессу объединения страны способст­вовал и характер земледельческого хозяй­ства, основанного на искусственном орошении. Большие строительные работы по сооружению дамб и каналов могли осуще­ствляться только при объединении усилий всей страны.

alt

В результате длительной борьбы в до­лине Нила образовались два царства: Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта. В конце четвертого тысячелетия до н. э. царь Верхнего Египта Нармер по­корил царя Нижнего Египта и создал еди­ное централизованное государство. В озна­менование одержанной победы был создан памятник «Плита фараона Нармера», на обеих сторонах которого изоб­ражены различные эпизоды борьбы между Югом и Севером.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 6202 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: