Древний Египет. Архитектура Древнего царства. Период III-VI династий (ок. 2800-2400 гг. до н.э.) Часть 3

Оцените
(0 голосов)

alt

В древности к каждому столбу была прислонена статуя сидящего на троне фара­она Хефрена. Одни статуи были высечены из зеленого диорита, другие - из светлого алебастра, третьи - из желтого шифера.

Наиболее известна статуя Хефрена из диорита. Фараон изображен сидящим на троне. Его поза аб­солютно статична. Фигура построена сим­метрично, т. е. правая сторона повторяет левую. Поза фараона спокойна и величест­венна.

alt

По представлению древних египтян, статуя должна была служить веч­ным вместилищем души фараона, поэтому все случайное, временное, преходящее не могло быть запечатлено в этом идеализиро­ванном образе. Бог-сокол Гор распростер свои крылья над головой обожествленного царя. Это - статуя получеловека, полубога, безграничного властелина. Статуи составляют единое целое со столбами, сливаются с ними.

Синтез архитектуры и скульптуры, во­обще свойственный египетскому искусству, в храме Хефрена выражен очень сильно. Вместе с тем здесь особенно ярко выступает и столь характерная для египетского искус­ства ведущая роль архитектуры. Именно она диктует план всего замысла, подчиняя себе все другие виды искусства.

Невдалеке от пирамиды Хефрена, вдоль прохода к верхнему храму возвышается ог­ромная фигура сфинкса. Статуя высечена из выступавшей на равнине боль­шой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил из плит и придал голове образ человека с портретными чер­тами Хефрена.

На голове у фараона надет клавт - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными попе­речными полосами. Высота сфинкса 20 м, длина 57 м. Это самая грандиозная скульп­тура, созданная человеком за всю историю ваяния. Голова сфинкса сильно повреждена, утрачена подвесная борода, изуродовано лицо.

Стела, поставленная у подножья сфинкса в период XVIII династии Тутмесом IV, гла­сит, что однажды во сне будущий фараон предстал перед богом у ног сфинкса; бог повелел ему освободить сфинкса и обещал за это престол. Тутмес исполнил волю бога и был вознагражден. Две другие стелы, по­ставленные между лапами сфинкса фара­оном Рамсесом II, сообщают о вторичной очистке сфинкса от песка. Третья очистка была произведена в 1925 г. археологом Баредом. В настоящее время скульптура видна полностью.

alt

Образ сфинкса проходит через всю еги­петскую мифологию: он воин и страж, борец и мститель; сфинкс быстр и мудр, решите­лен и непреклонен. Из всех скульптурных изображений сфинксов гизехский сфинкс Хефрена - наиболее грандиозный. Вечный страж усыпальницы умершего фараона столь же велик, как пи­рамида, и столь же целен в своем образе.

Кристальная простота и ясность формы, грандиозные размеры придают пирамидам строгое величие и монументальность. Зна­чение их архитектуры было оценено еще в древности. Среди семи чудес света первое место греки отводили пирамидам.

В этих исполинах, созданных гением и руками человека, древнеегипетская идеоло­гия, с ее обожествлением одного наделен­ного нечеловеческой властью человека и принижением сотен тысяч других, прояви­лась наиболее полно.

Пирамида преемника Хефрена фараона Микерина, третья из гизехских пирамид, сильно уступает по величине своим предше­ственникам: ее высота равна 62 м, а длина стороны основания 108,4 м. К погребальной камере, устроенной в грунте ниже уровня основания, ведут два входа.

Пирамида Микерина сложена из очень больших блоков. Снаружи она облицована гранитными плитами. Во время раскопок 1968 г. археолог Алу Хассан на плитах, об­лицовывающих основание пирамиды, обна­ружил иероглифическую надпись Микерина с указанием годов строительства пирамиды. Микерин умер до завершения строитель­ства, и верхняя часть пирамиды осталась необлицованной.

Скромные размеры пирамиды Микерина, неполное покрытие поверхности каменной облицовкой, использование в строительстве храма вместо камня кирпича-сырца и де­рева - все это свидетельствует о том, что в конце IV династии культовое строительство уступает строительству начала династии.

Сын Микерина фараон Шенсескаф для погребения своего тела удовольствовался со­оружением между некрополями Саккары и Дашура кирпичной мастабы. Правда, ма- стаба фараона намного превосходила по своим размерам окружающие ее мастабы знатных вельмож и чиновников.

Важнейшие погребальные ансамбли пер­вых фараонов V династии Сахура Нефериркара, Неферфра и Ниусерра рас­положены на плато Абусира рядом друг с другом, и планы их во многом повторяются. Это сходство объясняется тем, что архитек­торы следовали требованиям погребального ритуала фараона, полностью уже сложив­шегося и принявшего устойчивые формы во второй половине периода Древнего царства.

Пирамида фараона V династии Сахура в Абусире является наиболее типичной и лучше всего изученной царской гробницей этого времени. В высоту пирамида имеет 49,6 м. Погребальный склеп устроен на уровне земли. Для того чтобы избежать сильного давления массы камня на погре­бальную камеру, над ней соорудили двускатное перекрытие из мощных блоков. Кладка основного ядра пирамиды состоит из блоков желтого известняка, для обли­цовки использован белый известняк, вер­хушка пирамиды гранитная.

Использование растительных форм ха­рактерно для египетской архитектуры. Уже в молельне фараона III династии Джосера имеются полуколонны с капителями в виде цветка папируса. В период V династии в связи с некоторой утратой грандиозности и монументальности, присущих сооружениям великих фараонов IV династии, и усилением интереса к декоративности часто исполь­зуют колонны с растительными капителями; появляются капители в виде нескольких бу­тонов папирусов и капители в форме паль­мовых листьев. Колонны храмов Сахура были окрашены в зеленый цвет. Потолок был ярко-синий с золотыми звез­дами, словно ночное небо, распростершееся над пальмовой рощей.

Большое место в оформлении храмов Сахура отведено рельефам. Сцена охоты в пустыне, высеченная на стенах храма, зани­мает площадь в 8 м2. Композиция разде­лена на две части: справа изображен загон, в котором находятся дикие быки, газели, антилопы, зайцы, слева - фараон, стреляю­щий в зверей из лука. За фараоном идут его сын и приближенные, фигуры которых в четыре раза меньше фараона.

Погребальные ансамбли последнего фа­раона V династии Унаса (середина XXVII в. до н. э.), фараонов VI династии, конца Древнего царства, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II (XXVI-XXV вв. до н. э.) были сооружены в Саккаре. Они, как и погребальные ансамбли предшествующего периода, состояли из пирамиды, окружав­шего ее двора и храмов.

Пирамиды этих фараонов имели неболь­шие размеры, их высота не превышала 70 м. Они сложены из небольших каменных бло­ков и из бута. От входа, расположенного на северном склоне пирамиды, идет кори­дор; недалеко от входа он расширяется, об­разуя первый зал; продолжающийся за залом коридор прегражден тремя узкими дверями, за которыми расположено прямо­угольное в плане помещение. В его восточ­ной стене имеется проход в низкую ком­нату, предназначенную, вероятно, для за­упокойной статуи фараона, а в западной стене - проход в длинный погребальный зал с саркофагом.

Однотипность планировки различных пи­рамид была обусловлена требованиями ри­туала. Определенные обряды происходили в специально предназначенных для них по­мещениях.

В отличие от гизехских пирамид IV ди­настии, чьи внутренние помещения были лишены каких бы то ни было надписей и изображений, внутренние помещения пира­мид Унаса, Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II покрыты текстами, получившими по месту их расположения название текстов пира­мид. Ритуальное шествие, связанное с по­гребением фараона, начиналось в долине, в нижнем храме, затем по крытому проходу направлялось к верхнему храму, где также происходили обрядовые церемонии, затем - в самую пирамиду.

Порядку совершения обряда в пирамиде соответствуют тексты, высеченные на стенах ее внутренних помещений. Они начинаются от входа и завершаются в погребальной камере. Тексты, высеченные в определенной последовательности, содержат изречения, произносившиеся в каждом помещении во время совершения там обрядов; около про­ходов высечены тексты обращения к боже­ственным стражам дверей - змеям, львам и быкам, заклинания с требованием открыть замок и т. д. Тексты пирамид представляют большой интерес не только для истории ре­лигии, но и для истории архитектуры Древ­него Египта, так как они позволяют устано­вить назначение отдельных помещений, смысл которых не всегда понятен.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 6815 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: