Древний Египет. Архитектура Среднего царства. Период VII-XVII династий (конец III тыс. до н.э.- XVII в. до н.э.) Часть 1

Оцените
(1 Голосовать)

alt

Среднее царство охватывает период около 300 лет - от конца III тысячелетия до вторжения в Египет в XVII в. до н. э. чужеземных племен гиксосов.

В последний период Древнего царства, т. е. в конце III тысячелетия до н. э., Египетское государство пришло в упадок. Грандиозные строительные работы, предпринятые фараонами Древнего царства, истощили материальные ресурсы страны.

Периоду Среднего царства предшество­вал длительный период междуусобной борьбы. Особенно большую роль стали играть правители Фиванской области. Борьба между Гераклеополем и Фивами, носившая острый характер, принесла победу Фивам. Фиванские правители объединили вокруг себя Южный Египет.

Окончательное объединение страны про­изошло при четвертом фараоне XI династии Ментухотепе I. В сохранившейся от этого времени надписи говорится, что он «заклю­чил в оковы вождей обеих стран, покорил южную и северную страну, чужие земли и обе области Египта».

Для Среднего царства характерно уси­ление людей незнатного происхождения, обязанных своей карьерой только самим себе. В противовес высшей знати они назы­вали себя «малые» - неджесы. Некоторые неджесы Среднего царства владели боль­шими богатствами. Так же как представи­тели высшей знати, неджесы сооружали себе гробницы, покрывали их рисунками и рельефами. Неджесы занимали видное ме­сто в египетском обществе и при фараонах XII династии.

Период XII династии характеризуется большими ирригационными работами. Вос­станавливаются старые каналы и дамбы, пришедшие в упадок во время смут, строят­ся новые. На севере, в районе Фаюма, было осушено много болот, которые преврати­лись в плодородные земли, используемые для сельского хозяйства. Здесь создали огромное водохранилище, названное впо­следствии греками Меридовым озером.

В районе Фаюмского оазиса был пост­роен большой город Кахун, куда Сенусерт II перенес свою резиденцию. На осно­вании проведенных в конце прошлого века раскопок удалось восстановить расположе­ние улиц в этом городе.

В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож фараона Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком. От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь находилась против помещения при­вратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней стены можно было попасть в хозяйственные помещения.

Другой откры­тый проход вел к жилым помещениям. Эти помещения состояли из мужской и женской половин, разделенных большим открытым двором. Вдоль южной стороны двора шла галерея, крыша которой опиралась, вероят­но, на деревянные столбы. На эту галерею выходили жилые комнаты.

Плоская крыша центрального, наиболее обширного помеще­ния поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галереями на ко­лоннах. В северной части главного двора находилась лестница, которая вела на пло­скую крышу.

Во всей планировке дома следует отме­тить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, являющемся цент­ром всего участка и открывающемся только в сторону двора, ориентированного на се­вер. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галерей, от­крытых доступу северного ветра.

Стены внутренних помещений были обычно выбелены и расписаны, глиняные полы плотно утрамбованы. О внутренних удобствах такого жилья почти ничего не известно, но в автобиографической повести времени фараона Сенусерта I - «Рассказе Синухета» - упоминается бассейн, устроен­ный в доме одного из царевичей.

О монументальном зодчестве первой по­ловины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невда­леке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела вверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами; она имела в длину 1200 м, а в ширину 33 м.

Вдоль стен по обеим сторонам дороги были поса­жены деревья и установлены статуи фара­она. Постепенно поднимаясь, дорога подво­дила к массивной стене, окружавшей боль­шой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колос­сальными статуями фараона, возвышавши­мися за двором, на скалистой террасе.

Пе­реднюю часть комплекса храма образовы­вал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фара­она Ментухотепа I; составлявшие его иеро­глифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывав­шие стены портика, были покрыты цвет­ными рельефами, рассказывавшими о воен­ных подвигах и охотах царя.

Посередине портика находился пандус, обсаженный сикоморами, который вел к рас­положенному на более высоком уровне вто­рому портику, окружавшему колонный зал. Портик был образован двумя рядами четы­рехгранных высеченных из песчаника стол­бов, превышавших по величине столбы первого портика. На столбах были высечены рельефы. Дверь в восточной стене портика вела в многоколонный зал, пере­крытие которого опиралось на 140 восьми­гранных колонн.

Посреди зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сло­женная из каменных глыб. В западной, ли­шенной портика стене зала, окружавшего пирамиду, находилась дверь, ведшая в от­крытый двор, обнесенный колоннадой. За двором находился зал, перекрытие которого опиралось на 80 столбов. Этот зал осве­щался только спереди.

Фараон Ментухотеп I не был погребен в пирамиде; его гробница была вырублена в скале под гипостильным за­лом. В отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII дина­стии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фа­раона.

alt

Архитектурная композиция ансамбля пирамиды и храма Ментухотепа I чрезвы­чайно интересна. Здания располо­жены на разных уровнях, и для их обозре­ния требуется постепенный подъем; при этом перед посетителем храм предстает с различных точек зрения. Обнаруживается стремление зодчего выделить главный фа­сад: к передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад за­упокойного храма.

Главное внимание зодчего было направ­лено на построение внешнего объема и фа­сада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера усили­лась, но внешний вид еще доминирует. Сна­ружи памятник представляет собой единую, цельную композицию, чего еще нет в ин­терьере.

Проход к задней части храма преграж­ден пирамидой. Задняя часть храма с вну­тренним двором и колоннадой была изолирована от передней части. Она состоит из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, при­чем двери были сдвинуты с центральной оси.

По сравнению с памятниками Древ­него царства в храме Ментухотепа можно отметить уменьшение общей величины со­оружения и усложнение его архитектурной композиции. В Древнем царстве не было такого памятника, где открытые портики представляли бы собой основной мотив ар­хитектуры всего комплекса. Устройство колоннады на фасаде сооружения также было важным новшеством.

Храм Ментухотепа сыграл большую роль в истории египетского зодчества. Но на архитектуру непосредственных преемников Ментухотепа комплекс в Дейр-эль-Ба­хри почти не повлиял, и они продолжали возводить ансамбли в традициях Древнего царства.

alt

Усыпальницы фараонов XII династии (два первых века второго тысячелетия до н.э.) имели традиционную форму пира­миды, но конструкция их иная, чем у пира­мид Древнего царства. Фараоны Среднего царства не имели средств, чтобы воздвиг­нуть для себя гигантские каменные усы­пальницы.

В это время в качестве основно­го материала применялся не камень, а кирпич-сырец; дорогой камень (гранит) использовали только для наружной и вну­тренней облицовки. Основу пирамиды со­ставляли восемь капитальных стен, сложен­ных из известняковых плит и расходив­шихся в виде звезды от центра сооружения. Образованные ими восемь отсеков перего­раживались поперечными стенами и запол­нялись щебнем и кирпичом.

Внутренние помещения пирамиды, чтобы уменьшить опасность ограбления погребаль­ной камеры, строили по сложному и запу­танному плану.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 10298 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: