Древний Египет. Архитектура Нового царства. Период XVIII – XX династий (XVI–XI вв до н.э.). Часть 1.

Оцените
(0 голосов)

alt

Фараоны XII династии были последними могучими властелинами Среднего царства. Во времена правления XIII и XIV династий (начало XVIII в. до н. э.) сильные внутренние междоусобицы привели к ослаблению власти фараона: фараоны свергались один за другим, в разных частях страны поднимались восстания, экономическое состояние Египта было тяжелым, строительство замерло.

В начале XVII в. до н. э. в долину Нила с востока вторглись разноплеменные пришельцы, известные по Манефону под собирательным названием гиксосы — «властители нагорий».С XVII династии (конец XVII в. до н. э.) под руководством фиванцев начинается упорная борьба против чужеземцев.

В первой половине XVI в. до н. э. египетский фараон Яхмос, окончательно изгнав гиксосов из пределов страны, положил начало периоду Нового царства. Египет вновь стал сильной державой и достиг небывалой доселе мощи. Победные походы фараонов в Переднюю Азию и Нубию укрепили авторитет Египта. Силой оружия, подкупом, угрозой и хитростью египетские фараоны заставили признать свою власть на всей территории от четвертого порога Нила в экваториальной Африке до Малой Азии. Со всех сторон стекалась в Египет богатая добыча.

Для того чтобы закрепить захваченные территории, фараоны Нового царства строили крепости в покоренных странах, превращая эти страны в египетские провинции. Оживленные дипломатические сношения установились с Критом, Библосом, Рас-Шамрой. Экономическое влияние Египта распространилось далеко за его пределы.

Превращение Египта в мировую державу меняет характер быта египтян. При дворе фараона постоянно живут представители других стран. Египетские фараоны часто берут в жены иноземных царевен.

Изменения, происшедшие в экономике и политике Египта периода Нового царства, оказали влияние на мировоззрение этого времени и в первую очередь на религию. Стремление распространить египетскую религию среди покоренных народов привело к большему монотеизму и выделению среди огромного, малопонятного для иноплеменников пантеона египетских божеств культа бога Амона.

Культ Амона проникает в религию Сирии и Палестины. Но, конечно, наибольшее значение он приобретает в самом Египте. Фараон провозглашается сыном Амона. В честь Амона воздвигаются грандиозные святилища. Именно храмы Нового царства, так же как Великие пирамиды Древнего, прославили египетское зодчество навеки.

Обзор храмовой архитектуры Нового царства следует начать с заупокойного храма царицы XVIII династии Хатшепсут, сооруженного в конце XVI в. до н. э. в Дейр-эль-Бахри. В этом памятнике, построенном в традициях заупокойных храмов предшест- вующего периода, особенно наглядно выступают характерные черты зодчества Нового царства.

Хатшепсут воздвигла свой заупокойный храм в северной части Дейр-эль-Бахри, рядом с заупокойным храмом Ментухотепа, и во многом повторила его. Стремление приблизить храм к памятнику основателя фиванской династии Ментухотепа было вы- звано желанием Хатшепсут подчеркнуть преемственность своей власти от великих предков. Хатшепсут, прославленная женщина-фараон, заняла престол не по праву. Она была дочерью фараона Тутмеса I и женой своего единокровного брата Тутмеса II; у Тутмеса II был сын от женщины нецарского рода, Тутмес III. После смерти отца Тутмес III был обручен со своей сестрой и объявлен фараоном при регентстве Хатшепсут. Но Хатшепсут не довольствовалась ролью регентши. Отстранив Тутмеса III, она захватила престол и в течение 27 лет была владычицей Египта.

alt

Храм Хатшепсут явился важным этапом в истории египетского зодчества. Принципиальное отличие архитектуры этого храма от сооружений Среднего царства особенно ясно выступает при сравнении храма Хатшепсут с близким ему по планировке и оформлению храмом Ментухотепа. Так же как храм Ментухотепа, храм Хатшепсут расположен на трех террасах. Горизонтальные линии террас сочетаются с вертикалями портиков; цельность архитектуры храма подчеркивается дикостью окружающих скал. Вместе с тем, в отличие от заупокойных храмов Среднего царства в храме Хатшепсут не было погребения. Это обстоятельство во многом определило своеобразие храма. По сравнению с храмом Ментухотепа он менее суров и богаче декорирован.

От молельни в долине к террасам храма Хатшепсут ведет длинная дорога, по сторонам которой через каждые 10 м стояли высеченные из песчаника статуи сфинксов. В них образ фараона воплощен со всеми атрибутами царского достоинства - клавтом, подвесной бородой, только вместо лица непреклонного владыки у сфинксов красивое, нежное лицо женщины. На белых пьедесталах ярко выделялись желтые тела сфинксов с головами, обрамленными клавтами в красных и синих полосках. На пьедесталах высечены изображения пленных, символизирующие победы, одержанные Хатшепсѵт.

Дорога приводит к нижней террасе, на которой расположен первый двор храма. Он был обсажен деревьями и имел пруд, заросший папирусами. С западной стороны двор обрамлен. портиком, разделенным на две части монументальной лестницей. На боковых стенах лестницы были высечены фигуры львов-стражей входа. Второй двор, расположенный на средней террасе, подобно первому, имеет портик с двумя рядами четырехгранных колонн по 22 колонны в каждом ряду. Стены портика украшены рельефами, рассказывающими о возвращении экспедиции из страны Пунт (современное. Сомали). Большие многовесельные суда с парусами подплывают к берегу, капитан дает последние приказания команде, грузчики уже приступили к пере- несению сокровищ: благовонных масел в плотно закупоренных сосудах, диковинных плодов, деревьев в кадках. Привязав к кадкам веревки и продев через веревки палку, слуги несут деревья для посадки. Вместе с египтянами приехали на поклон к царице вождь страны Пунт и его жена, толстая коротконогая женщина. Рельефы отличаются ясностью контуров, тщательной передачей деталей, нежной, теплой гаммой расцветки.

К нижней террасе храма Хатшепсут примыкают два маленьких святилища; одно из них посвящено богу-шакалу Анубису, другое - богине-корове Гатор. Святилище Гатор имеет два зала. Потолок первого зала поддерживают 32 колонны с капителями в виде головы женщины с ушами коровы - так называемыми гаторическими капителями. Во втором, маленьком зале стояли две колонны; этот зал имел проходы в боковые ниши и в святилище. Портик второго двора храма Хатшепсут, как и первого, был разделен лестницей, которая вела на вторую, среднюю террасу. Снизу террасу окружала балюстрада, украшенная скульптурными изображениями змей-кобр, символизировавших богиню Северного Египта Буто. На спине у Буто сидел сокол - символ Бехудти, бога города Южного Египта Эдфу. Перед лестницей, ведущей на третью, верхнюю террасу, стояли сфинксы, высеченные из розового гранита.

alt

Верхняя терраса со всех сторон была обнесена колоннадой, образовывавшей внутренний двор; в глубине его, в стене за колоннадой было вырублено 18 ниш для статуй царицы, изображенной в виде бога Осириса. Вход во двор закрывался гранитными дверьми. Ко двору примыкало несколько молелен; одна из них была посвящена отцу Хатшепсут фараону Тутмесу. Для придания особой значимости храму по бокам верхней террасы высились пятиметровые осирические статуи Хатшепсут, видимые с самого берега Нила.

Скульптуре была отведена очень большая роль в оформлении храма: около четырехсот статуй украшали дворы и святилища, прекрасные рельефы покрывали стены портика. Особую декоративность скульптуре и всему храму придавала полихромия. Статуи и рельефы были раскрашены, яркая роспись покрывала потолки. Как свидетельствует надпись на заупокойной стеле начальника царских мастерских Хатшепсут Тхути, наружные двери храма были сделаны из черной меди с инкрустациями из электра, а внутренние - из кедра, наосы для статуй - из золота и серебра. Золото и серебро использовали также для отделки полов. Изделия из драгоценных металлов, черного дерева, алебастра и бронзы дополняли убранство храма. Важная роль колонн не только во внутреннем, но и в наружном оформлении храма, обилие статуй и рельефов, богатство полихромии, декоративность, роскошь убранства, разнообразие материалов — все эти черты, присущие храму Хатшепсут, типичны для храмовой архитектуры Нового царства.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 3255 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: