ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Древний Египет. Архитектура Нового царства. Период XVIII – XX династий (XVI–XI вв до н.э.). Часть 3.

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

alt

При непосредственных преемниках Тутмеса III фараонах Аменхотепе II и Тутмесе IV в Карнакском святилище велись небольшие работы, зато время правления сына Тутмеса IV фараона Аменхотепа III явилось блестящим периодом в истории Карнака. Аменхотеп III поставил задачу придать комплексу единство. Он соорудил огромный пилон, к которому примыкает вестибюль; от вестибюля идут два ряда колонн высотой 20 м с капителями в форме раскрытых зонтиков папируса.

При Аменхотепе III были заново выстроены храмы богов Монту и Мут, сходные по плану: оба они имели двор, за которым последовательно располагались два колонных зала. Этот храм, к сожалению, дошел в сильно перестроенном виде, но сохранившиеся стены, колонны, портики, высеченные из гранита статуи богини Мут в образе львицы свидетельствуют о его былой красоте.

Особенно большое внимание Аменхотеп III уделял Луксорскому храму, посвященному триаде богов - Амону-Ра, Мут и Хонсу  Храм этот имеет гигантские размеры, его общая длина равняется 190 м. Согласно традиции, главная молельня находится в самой глубине храма. Проход в нее идет через несколько симметрично расположенных залов с колонна- ми. На стенах одного из залов размещены рельефы, рассказывающие о браке бога Амона-Ра с матерью Аменхотепа III и рождении фараона.

alt

Строительство Луксорского храма не было завершено, но и в недостроенном виде этот памятник потрясает грандиозностью замысла, ясностью плана, величием и красотой колоннад, совершенством рельефов и статуй. Благодаря тому что храм в Луксоре подвергался меньшим перестройкам, чем другие сооружения, он кажется наиболее цельным и единым. Пристроенный Рамсесом II к храму Аменхотепа III двор, окруженный колоннадой, не нарушил ансамбля, так как он лежит не на оси храма Аменхотепа, а под углом к ней.

Храм в Луксоре, созданный во второй половине XV в. до н. э., завершил поиски зодчих начала XVIII династии, направленные на создание нового типа храма, не связанного с загробным культом фараона. Он служит важной вехой в истории египетской архитектуры, определившей пути ее дальнейшего развития.

Помимо сооружения главного храма, Аменхотеп III вел большие работы для объединения Луксорского и Карнакского комплексов. Ворота Луксорского и Карнакского храмов он соединил аллеей сфинксов; в дальнейшем она разделилась на две аллеи, одна из которых пошла к храму Мут, а другая - к храму Хонсу.

Благодаря аллеям сфинксов Луксор был включен в композицию Карнака. Невдалеке находилось несколько заупокойных храмов предков Аменхотепа III - Тутмеса I, Тутмеса II, царицы Хатшепсут, Тутмеса III, Тутмеса IV и Аменхотепа II. Рядом с этими храмами воздвиг свой заупокойный храм Аменхотеп III. Работы по его строительству производились под руководством архитектора Аменхотепа сына Хапу.

Храм Аменхотепа III по красоте и величию должен был превзойти все предшествующие сооружения. К сожалению, от него почти ничего не осталось, кроме двух колоссальных статуй фараона, некогда стоявших перед входом в храм. Высеченные из песчаника 20-метровые статуи изображают фараона, сидящего на троне.

alt

К пилонам храма от берега Нила вела аллея, обрамленная высеченными из гранита статуями сфинксов с головой Аменхотепа III в клавте с уреем и двойной короне. На постаменте статуй была высечена иероглифическая надпись: «Да живет благой бог Небмаатра, отпрыск Ра, Аменхотеп, властитель Фив, любимец Амона-Ра».

Сейчас двух из этих сфинксов можно видеть в Ленинграде напротив здания Академии художеств (рис. 82).Они были куплены русским правительством, привезены в мае 1832 г. в Петербург и установлены на набережной Невы. Сфинксы изваяны из красного гранита, их высота равна 3 м 73 см, длина 5 м 43 см, ширина 1 м 78 см; каждый сфинкс весит 23 т. Могуществом и силой веет от этих исполинов, более столетия украшающих город на Неве.

Сын и преемник Аменхотепа III Аменхотеп IV в начале царствования (около 1400 г. до н. э.) подобно своим предшественникам стал возводить храм в Карнаке, но храм этот был богу Атону, почитавшемуся в образе солнечного диска. Этим посвящением фараон ниспровергал старые культы и заменял их новым. Фараон был объявлен возлюбленным сыном Атона, единственным человеком, познавшим истинную веру. Ему было присвоено имя Эхнатона. Образ Атона встречался и в культе начала XVIII династии, но только во время Аменхотепа IV он занял господствующее положение.

Храм Атона в Карнаке назывался Пер- Атон-техен-пао - «Дом Атона блистающего, великого». Он имел двор, окруженный колоннами, к которым было приставлено более ста вырубленных из песчаника трехметровых статуй фараона. Возвеличение Атона и противопоставление его Амону, верховному божеству Фив, встретило резкую оппозицию со стороны фиванского жречества. Желая сломить сопротивление жрецов Амона и утвердить культ нового бога, Аменхотеп IV порвал с Фивами и создал новую столицу Ахетатон - «небосклон Атона» (современная Тель-эль-Амарна).

Город, сооруженный в очень короткий срок, оставался столицей Египта на протяжении четверти века и был заброшен после смерти фараона-реформатора. Жизнь здесь не затухала постепенно, а оборвалась сразу, и город сохранился в том виде, в каком был 3500 лет назад. Правда, большинство строений города, возводившихся из-за быстроты строительства не из камня, а из непрочного кирпича-сырца, дошло до нас в сильно поврежденном виде.

Главный храм Атона назывался Пер-Атон-эм-Ахетатон - «Дом Атона в Ахетатоне». Помимо Большого храма в Ахетатоне был и Малый храм, называемый Хет-Атон- эм-Ахетатон - «Дворец Атона в Ахетатоне», который был дворцовым святилищем.

Особенно большое значение имеет Амарна для изучения дворцовой архитектуры. Здесь сохранились три дворца, принадлежавшие самому фараону и членам его семьи. Дворец Эхнатона находился в центре столицы, два других - на северной и южной окраинах города.

Главный дворец был построен вдоль берега Нила. Длина его фасада равняется 700 м. Широкая дорога разделяет дворец на две части, восточную и западную. В гробнице вельможи амарнского периода Мерира сохранилось изображение фараона, стоящего в проеме во время торжественных церемоний.

Парадная часть дворца раскопана не полностью, и об ее планировке можно судить только предположительно. Вероятно, вход был оформлен в виде пилона, за ним находились постройки, примыкавшие к огромному двору, где стояли статуи фараона из кварцита; двор имел выход на дорогу. В южной части двора находился павильон с пальмовидными колоннами, украшенными инкрустациями из фаянса и золота.

В восточной, жилой, части дворца находились подсобные помещения, кладовые, сады, многочисленные залы. Особый интерес представляет колонный зал, пол которого был покрыт росписью, изображавшей бассейн с лотосами и нильские заросли, плавающих рыб, порхающих птиц, резвящихся бычков. Росписи эти чрезвычайно интересны и по своему содержанию, и по манере исполнения. Композиции построены свободно, тела животных изображены естественно. Эти росписи представляют собой иллюстрацию к гимну в честь бога Атона, созданному безымянным гениальным поэтом 3500 лет назад.

За глухой стеной колонного зала находился большой сад, на месте которого в конце правления Ахетатона был построен другой колонный зал с многочисленными четырехгранными кирпичными столбами, покрытыми белой обмазкой. Потолок зала был украшен росписью, изображавшей виноградные лозы, а декорацией стен служили поливные изразцы с изображением цветов. Цветы исполнены с большим мастерством и тщательностью. Судя по наличию алтаря в северо-западном углу, зал предназначался для церемоний, связанных с культом Атона.

alt

Жилая половина дворца, где находились комнаты фараона и его семьи, также отличались большой пышностью. Центром жилого комплекса служил зал с сорока двумя деревянными колоннами, соединенный проходом с личными покоями фараона и царицы, за которыми следовали шесть спален царевен. На одной из стен сохранилось изображение двух дочерей Эхнатона, играющих друг с другом. Этот фрагмент был частью композиции с фигурами Эхнатона, его жены - царицы Нефертити и принцесс. Египетское искусство знало много лирических образов, но может быть самые поэтичные среди них - эти две крошечные девочки, утопающие в огромных красных подушках.

В Главном дворце наряду с парадными и жилыми помещениями имелись сады с беседками и прудами, предназначенными для отдыха фараона, зверинец с диковинными животными, птичник, многочисленные кладовые и кухни. Это был огромный комплекс, очень интересный по своей архитектуре и разнообразный по декоративному оформлению.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 6342 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: