Древний Египет. Архитектура Нового царства. Период XVIII – XX династий (XVI–XI вв до н.э.). Часть 5.

Оцените
(1 Голосовать)

alt

Большой размах приняло строительство при фараоне XX династии Рамсесе III. Храм Хонсу - типичный храм периода Нового царства. Все основные эстетические принципы архитектуры этого времени проявились в нем наиболее наглядно и ясно. Идущая к пилону храма аллея сфинксов создавала направление движения, собирала посетителей, проникавших со всех сторон в промежутках между статуями на главную дорогу храма.

Пилон был первой преградой для входивших в дом бога посетителей. Пилон умышленно был сложен из камней неправильной формы, и они, плотно пригнанные друг к другу и сплошь покрытые изображениями, создают иллюзию единой плоскости.

Хотя конструктивно египетские колонны несут тяжесть перекрытия, но благодаря невидимым глазу каменным кубам, помещенным между капителью и перекрытием, кажется, что потолок парит в воздухе. В глубине центрального нефа гипостильного зала находился вход в святилище.

Храм Амона в Карнаке (Новое царство)

Весь храм, от начала аллеи сфинксов, ведущей к пилону, до центральной двери святилища, построен по принципу абсолютной симметрии: сооружения правой части полностью соответствуют сооружениям левой, все подчинено главной оси движения.

Огромную роль в архитектуре храма играл свет. Пройдя через открытый, залитый солнцем двор и полутемный гипостильный зал, освещаемый лишь через дверные проемы и решетки в верхней части среднего нефа, посетитель попадал в затемненное помещение священной ладьи и, наконец, в совершенно темное святилище, где стояла статуя божества.

Фараон Рамсес III соорудил в Карнаке также хеб-седный храм, который состоит из минимального числа помещений, и наравне с храмом Хонсу в Карнаке, остается одним из наиболее типичных храмов Нового царства. Наружный фасад храма образует пилон, проход которого фланкируют две статуи фараона. За ним расположен двор, окруженный с трех сторон галереями на квадратных в сечении столбах, перед которыми стоят огромные статуи Рамсеса III.

Галерея на задней стороне двора отделена барьером высотой в человеческий рост; она шире боковых галерей на один ряд колонн, благодаря чему образуется небольшой входной зал. Третий храм Рамсеса III в Карнаке, посвященный богу Амону, сильно разрушен.

Свои заупокойные храмы фараоны Рамсес II и Рамсес III соорудили в традиционном для заупокойных храмов месте, на противоположном Карнаку берегу Нила.

Храм Рамсеса II расположен между храмами Аменхотепа II и Тутмеса IV, известен под названием Рамессеума. Он начинается с восточной стороны большим пилоном, сейчас полуразрушенным. За пилоном расположен открытый двор. У южной стены двора стояли столбы с прислоненными к ним статуями царя в виде бога Осириса. На противоположную, северную сторону двора выходил фасад дворца, представлявший собой портик с двойной колоннадой. Западной стеной двора служил пилон второго двора. Так как второй двор  был расположен на более высоком уровне, чем первый, к проходу через пилон вела лестница.

По бокам лестницы высились две 20-метровые статуи Рамсеса II. По южной и северной сторонам двора тянулись портики из двойного ряда гладких колонн с капителями в виде бутонов, а на западной и восточной сторонах высились квадратные в сечении столбы с прислоненными к ним статуями Осириса. За вторым двором следует большой гипостильный зал. Два средних ряда колонн с капителями в виде раскрытого цветка папируса возвышаются над боковыми нефами, где колонны увенчаны капителями в виде бутонов.

Храм Рамсеса II - Рамессеум (Новое царство)

Дворец фараона, сооруженный с северной стороны первого двора, состоит из вестибюля, 16-колонного приемного зала, расположенных с западной и восточной стороны последнего, личных покоев царя и находящегося на северной стороне четырех- колонного тронного зала. Позади дворца был построен гарем.

Особенно ярко стилистические черты египетской архитектуры конца Нового царства проявились в храме Рамсеса III, воздвигнутом в XII в. до н. э. невдалеке от Рамессеума, в современном Мединет-Абу.

Комплекс Мединет-Абу сооружался в два этапа. Вначале на прямоугольном участке, обнесенном крепостной стеной, был воздвигнут храм с традиционным для второй половины Нового царства построением. За мощными входными пилонами открывается двор. По северной стороне двора тянется восьмиколонный портик, a южную сторону его замыкает портик, служащий фасадом дворца.

На противоположной входу стороне двора высится второй пилон, который ведет в следующий двор. Этот двор обрамлен портиками со всех четырех сторон, причем западный, расположенный против входа, и к нему ведет лестница. Западный портик - глубокий, перекрытие его поддерживается двумя рядами опор. Опорами первого ряда этого портика служат колоссальные статуи фараона в виде бога Осириса. За вторым двором находится гипостильный зал с 24 колоннами, расположенными в шесть рядов.

Расположенный вдоль южной стороны первого двора дворец имеет восьмиколонный портик с капителями в форме расцветшего папируса. По оси портика, в стене, отделяющей его от дворцовых покоев, на некоторой высоте от пола был устроен проем - «балкон явлений».

В конце царствования Рамсеса III все время вспыхивавшие восстания внутри страны вынудили фараона воздвигнуть за пределами комплекса вторую крепостную стену, расположенную на расстоянии 12 м от первой.

Благодаря тому, что дворец и храм в Мединет-Абу позднее не перестраивались, комплекс хорошо сохранился и в нем ясно выступает замысел архитектора. Это самый грандиозный памятник египетского государства периода его наивысшей мощи; вместе с тем башни, огромные пилоны и толстые стены свидетельствуют о том, что мощь эта уже подвергалась испытаниям.

Храм-крепость был сооружен не на далекой северной окраине и не на краю пустыни, а в самом центре страны, рядом со столицей. В конце II тысячелетия до н. э. расположенное к северу от Египта Хеттское царство стало реальной угрозой Египту, и против этой угрозы и был воздвигнут храм на западном берегу Нила в современном Мединет-Абу.

Для архитектуры конца Нового царства характерно сооружение пещерных храмов: фараон Харемхеб вырубил свой храм в Сильсилэ, Сети I - по дороге от Эдфу к Красному морю, фараон Рамсес III высек два храма в далекой Нубии, в Абу-Симбеле.

Храмы Рамсеса III превзошли по величине и грандиозности скальные сооружения, созданные на протяжении всей истории Египта. Большой храм в Абу-Симбеле был расположен на западном берегу Нила, его фасад был обращен на восток. Первые лучи восходящего солнца заливали всю анфиладу подземных залов храма и проникали до самого святилища.

Невысокая лестница, вырубленная в скале, вела от берега Нила к фасаду храма. Его боковые стороны, как и пилоны храмов, имели некоторый наклон. Карниз храма был увенчан рядом небольших статуй сидящих павианов - священных животных бога мудрости Тота. По сторонам входа высилось по две 20-метровых портретных статуи Рамсеса III. Над входом, на уровне головы и плеч статуй, в прямоугольной глубокой нише высечено шестиметровое изображение сокологлавого бога солнца.

За входом по продольной оси были расположены высеченные в скале помещения храма. Первое помещение, аналогичное двору храма Нового царства, имело восемь столбов, расположенных по продольным сторонам. К ним были прислонены 10-метровые статуи Рамсеса, изваянного в виде бога Осириса. Роспись потолка изображала небо. За залом-«двором» располагался зал с четырьмя столпами

 Стены зала украшали рельефы. За первым залом располагался небольшой поперечный зал, в котором хранилась священная ладья, и святилище.

Малый храм в Абу-Симбеле, посвященный Рамсесом III богине-корове Гатор, был расположен к северу от Большого. Фасад храма был также оформлен в виде портала, но скульптуры, украшавшие вход, были помещены в шести громадных нишах, по три с каждой стороны входа. Каждая группа состояла из двух статуй Рамсеса и одной - царицы Нефертити-Меренмут. За входом располагался гипостильный зал, близкий по форме залу-«двору» Большого храма, но вместо статуй фараона в образе бога Осириса опорами служили столбы с гаторическими капителями в виде головы женщины с ушами коровы. Малый храм по своим размерам и оформлению был скромнее Большого храма.

Гражданская архитектура второй половины Нового царства лучше всего сохранилась на западном берегу Нила, напротив Фив, в долине, которая носит название Дейр-эль-Медине. Здесь еще в начале XVIII династии было создано поселение ремесленников, сооружавших царские гробницы. При Тѵтмесе I поселение состояло из 40 жилищ, разделенных улицей. Поселок окружала семиметровая кирпичная стена. После того как при Тутмесе III поселок был расширен, стены передвинули. Во времена Эхнатона жителей поселка переселили в новую столицу Ахетатон, и они вернулись сюда лишь после смерти фараона-реформатора.

Поселок в Дейр-эль-Медине просуществовал до начала XXI династии, а потом был внезапно покинут, возможно под натиском вторгшихся в страну ливийцев.

 

Прочитано 6071 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: