ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Вівторок, 29 грудня 2015 09:45

Откуда взялся Дед Мороз

Оцініть матеріал!
(0 голосів)
Дед Мороз — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя.

В англоязычных странах его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом, и в красные шаровары. На голове — красный колпак. В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом — Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках. Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пер-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Пер-Фуэтар. Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей. В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зелёным шарфом, и зелёный халат, на котором вышиты цветы.

 

Как ни странно, пишет Википедия, Дед Мороз был у нас далеко не всегда. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего, а не рождественского,  праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка. Дед Мороз изображается, как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, и самого Нового Года - мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имеется цифровое обозначение наступающего/наступившего года).

Славянские корни Деда Мороза

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами и представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Отношение Православной церкви к Деду Морозу, ещё в начале XX века было неоднозначным. Ведь, в своих истоках, это - языческая персонификация сил природы (зимы и мороза) и волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.

Дед Мороз в Украине

В Украине Дед Мороз (Дід Мороз) повсеместно известен, но своей официальной резиденции не имеет. «Конкуренцию» Дед Мороз составляет Святому Николаю, который с 2004 года имеет резиденцию в селе Пистынь в Ивано-Франковской области, где принимает местных и зарубежных гостей, а в 2007 году сам нанёс визит вежливости в Устюг — резиденцию российского Деда Мороза. Некоторые журналисты считают, что советизированный образ покровителя праздника Нового года подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника Святого Николая (святий Миколай), который приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку. До революции, в Российской империи Новый год приходился на древний праздник Меланьи (Маланка) или Щедрый вечер и имел свою атрибутику и ритуалы.

В ноябре 2014 года Виталий Кличко подписал указ о том, что главная елка Украины должна переехать с Площади Независимости на одну из древнейших площадей Киева — Софийскую площадь. Празднование Нового Года будет происходить с участием Святого Николая. Организаторы говорят о стремлении восстановить древние традиции празднования Нового Года.

 Прим. ред. - Пожалуй, мы, люди, живущие на постсоветском пространстве, - единственные в мире, с удовольствием и искренне отмечаем все праздники: и католическое Рождество, и православное, Старый Новый год, и Новый год по китайскому календарю, и еще многие другие даты, которые напрямую не имеют никакого отношения к православным праздникам. И ничего плохого в этом нет, это наши привычки и традиции! А предложения бывших советских комсомольцев, ныне - баптистов и сектантов - праздновать наше православное Рождество вместе с католическим - это неуважение к нашим традициям и к православию вообще. Мы - тоже цивилизованная страна со своими вековыми традициями, устоями и православной религией!

Александр Москаленко, главный редактор украинского он-лайн журнала о строительстве ProfiDom.com.ua

 

Прочитано 3263 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: