ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Вівторок, 22 грудня 2020 10:20

Цена на электроэнергию для населения в 2021 году может повыситься в 3 - 3,5 раза

Как стало известно Национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua, нынешние расценки на электроэнергию для населения обеспечены сравнительно дешевым ресурсом атомных и гидроэлектростанций, которые в новом году могут начать продавать его по цене рынка. При таком развитии событий, для украинцев электричество подскочит в цене в 3 - 3,5 раза

Как выяснили журналисты ProfiDom.com.ua, об этом рассказал портал UBR.ua. Сегодняшние льготные тарифы, установленные с 2017 года, обеспечены, благодаря крупнейшим государственным производителям ресурса, которые отдают его на нужды бытовых потребителей почти задаром, в рамках выполнения возложенных на них спецобязательств (ПСО).

Продление механизма ПСО пока не было утверждено Кабмином – соответственно, в новом году предполагается возможность продажи всей электроэнергии, производимой госпредприятиями, в опте по рыночным ценам. Без дешевой электроэнергии властям, либо придется отменять льготные тарифы, либо дотировать домохозяйства из бюджета.

Последнее рассматривает, в качестве возможного варианта, крупнейший производитель э/э в Украине – национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом». Именно, ей тяжелее всего дается нынешний режим ПСО, так как, даже оплату по минимальной ставке государство не выплачивает компании полностью.

Эксперты соглашаются, что в случае сохранения нынешней модели ПСОЮ это приведет только к росту и так значительных убытков госэнергопредприятий, а впоследствии для Энергоатома – к вынужденной остановке энергоблоков. Однако, они скептически относятся к тому, что бюджет способен потянуть дотации населению из-за грядущего локдауна.

Повышение тарифов, между тем, может серьезно ударить по потребителям и привести к волне неплатежей, считают эксперты. Конкретного решения проблемы власти пока не выдвинули.

Сколько мы платим сейчас

С 2021 года в Украине должны перестать действовать спецобязательства по продаже электроэнергии для населения (ПСО), в 2019 году возложенные на крупнейших отечественных производителей ресурса: государственные компании Укргидроэнерго и Энергоатом. На сегодня, около 30% всей генерации Укргидорэнерго и 50% Энергоатома предприятия отдают государству по 1 копейке за 1 киловатт-час. Себестоимость производства электроэнергии значительно выше, и на атомных станциях составляет 52 копейки/кВт-ч.

Решение ввести ПСО, принятое правительством, как временное, давало средства сдерживать тарифы э/э для бытовых потребителей в размере 90 копеек за первые 100 кВт-ч и в 1,6 грн за каждые следующие. В эту цену заложена компенсация трат операторов систем передачи (Укрэнерго) и распределения (региональная компания), а также за сервис поставщиков универсальных услуг (ПУП –постачальники універсальних послуг), непосредственно отправляющих электроэнергию в домохозяйства.

Модель ПСО убыточна для госпредприятий

Как объяснил экс-министр энергетики и защиты окружающей среды, а ныне, - член правления офиса эффективного регулирования BRDO Алексей Оржель, - без сохранения ПСО продавать электроэнергию для населения по нынешним ценам не будет возможности: «У поставщиков универсальной услуги, которые реализуют э/э по ПСО, просто не будет ресурса отдавать э/э по сниженным ценам. Они смогут купить э/э на рынке по рыночным ценам и, если будут поставлять по нынешним тарифам, будут в убытках. Никто этого делать не будет»

В то же время, сохранение нынешней модели ПСО приведет, лишь, к дальнейшему росту долгов на рынке и ухудшению финансового состояния Укргидроэнерго и Энергоатома.

Перед компанией, генерирующей атомную энергию, государство уже накопило около 24 млрд грн задолженности. Половина из этой суммы сформировалась еще до запуска энергорынка, вторая – после, в результате пересечения механизмов компенсации тарифов населению и поддержки «зеленой» энергетики. Финансовые потоки в обоих случаях замыкаются на госпредприятии «Гарантированный покупатель». Таким образом, считают в Энергоатоме, средства, предназначенные для выплат компании частично идут на погашение «зеленого» тарифа.

Кроме того, в госкомпании разрабатывают альтернативную модель функционирования рынка, которая, с одной стороны, обеспечит ей прибыльность, а с другой – позволит сдерживать рост цен для бытовых потребителей при отмене ПСО. Это произойдет в случае, если компания сможет продавать 100% своего ресурса на свободном рынке по рыночным ценам, и, получая прибыль, отчислять больше налогов и дивидендов в госбюджет.

Так, при продаже электричества на рынке по цене в 1,15 грн, Энергоатом рассчитывает получить 80,411 млрд грн за 2021 год. С учетом капитальных и других трат, у компании будет прибыль в 171 млн грн, из которых 35,2 млн грн пойдут в бюджет в качестве налогов и дивидендов. Эти средства можно направить на субсидирование населения.

Как повлияет на рынок «интервенция» госкомпаний

Но, есть сомнения, что состояние госбюджета будет позволять дотировать бытовых потребителей в 2021 году без ПСО: с учетом текущего бюджетного кризиса, понимая, что январь-февраль будут очень сложные с точки зрения наполнения бюджета (локдаун, снижение экономической активности, начало года, возможные значительные траты при ухудшении ситуации с пандемией), компенсация из бюджета – это 100% риск.

Помимо этих факторов, сам рынок электроэнергии характеризуется большой изменчивостью, что делает невозможным получение бюджетом «компенсационных» средств в постоянном объеме.

Также, вывод 100% ресурса госкомпаний на рынок может существенно изменить ситуацию на нем: Энергоатом - это огромный производитель, и возникает вопрос, не будет ли тут попыток монополизма.

Эксперты считают, что что продажа электроэнергии госпредприятий на открытом рынке, хоть и увеличит объем предложения и, соответственно, конкуренцию, но данный сценарий имеет ряд нюансов: Энергоатом имеет значительную рыночную власть в базовом сегменте, а Укргидроэнерго предоставляет предложение балансирующей энергии. Во многом, рынок с предложением Энергоатома и Укргидроэнерго будет зависим от потребления (локдауны, температуры зимой), поведения рыночных игроков (будет ли злоупотребление рыночной властью), а также от эффективности госрегулирования.

При поставках э/э госпредприятий в открытые сегменты рынка, властям будет необходимо изменить правила аукционов по прямым договорам и обеспечить уменьшение объема лотов. Таким образом большее количество участников сможет купить э/э на этих аукционах, а не только крупные потребители.

Тарифы вырастут, вопрос – на сколько

В правительстве уже анонсировали повышение цен на электроэнергию в 2021 году, о чем в конце ноября заявлял и.о. министра энергетики Юрий Бойко. Однако, на какой уровень – пока неизвестно.

Если брать в расчет оптовую цену ресурса Энергоатома в 1,15 грн, то конечная платежка, с учетом наценки компаний-посредников, может вырасти до 2-2,5 грн за 1 кВт-ч. В то же время, среднее домохозяйство, не имеющее электроотопления, ежемесячно потребляет чуть мене 200 кВт-ч.: так, клиенты компании Yasno в 2019 году тратили 183 кВт-ч в месяц, а в 2018 – 194 кВт-ч. Таким образом, при полностью рыночных ценах платежка за электроэнергию может вырасти до 450 грн в месяц по сравнению с нынешними льготными 250 грн.

Как считает экс-министр Алексей Оржель, нельзя придумать худшего момента для поднятия тарифа: «Люди, из-за пандемии и локдауна, теряют доходы и работу. Поднимать необходимо было с 01.04.2020, когда снижается потребление и потребитель выходит из отопительного сезона. Момент потерян. Сейчас же любой рост тарифов также является риском увеличения неплатежей»

При этом власти, вряд ли полностью откажутся от субсидирования бытовых потребителей, полагают специалисты. Однако с учетом ненадежности «бюджетного» варианта компенсации и проблем, которые могут проявиться в случае продления механизма ПСО на будущий год (так, Энергоатом при недофинансировании может оказаться перед риском остановки энергоблоков), вариантов обеспечения льготных цен у властей остается не так много.

Государству сейчас необходимо искать ресурсы для перенаправления на рынок и вытягивания ситуации с долгами извне – за счет эмиссии либо выпуска ОВГЗ. Это, со временем, вылезет девальвацией и инфляцией. Но то, что в момент локдауна и падения экономики вводятся RAB-тарифы, оставляет впечатление, что власть сознательно идет на самый плохой сценарий.

Прочитано 369 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: