ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Середа, 04 жовтня 2017 18:20

Какой будет жизнь в городе будущего: 9 проблем

Если раньше будущее обсуждали в утопическом и антиутопическом ключе, с радикальных позиций, то сейчас принято быть прагматиком, рассматривать реальные угрозы и риски. Сегодня, с появлением проектов городов 22-го века, уже возникают вопросы – а как мы будем в них жить, с точки зрения современного человека?    

Что мы будем есть?

Взаимоотношения городов с едой непросты. На заре их истории, внутри стен значительная часть земель оставалась свободной от построек и, постепенно, экономика делала свое дело. Участки застраивались, потому что это было выгодно, а продукты питания городские жители покупали у деревенских — благо дело, могли себе позволить. Тем не менее, еда почти всегда была важным фактором. Например, в греческих полисах никогда не было больше сотни тысяч жителей из-за того, что земля вокруг не позволяла прокормить большее количество людей.

Сегодня, в эпоху супермаркетов, ошибочно кажется, что такой проблемы нет. Перебой в снабжении может произойти по десятку разных причин. Футурологи и исследователи, все чаще, призывают задуматься о том, чтобы внутри мегаполисов производилась, хотя бы, часть потребляемой ими пищи. Для этого, можно строить многоэтажные фермы, теплицы или, хотя бы, разбивать во дворах и на крышах грядки вместо декоративных садов.

Станут ли города гигантскими?

Население городов в процентном соотношении растет гигантскими темпами, от 34% в 1960-м году до 54% в 2014-м. К 2050-му году уже будет 66%. Однако, куда более впечатляющими окажутся абсолютные показатели. 748 миллионов городских жителей в середине прошлого века и почти четыре миллиарда сейчас.

С учетом ожидаемого прироста населения планеты, в 2050-м году будет больше шести миллиардов городских жителей. При этом, значительная часть из них будет жить в гигантских мегаполисах с населением в десяток, а иногда и не один миллионов человек. Вот тут и кроется интрига. С одной стороны, есть явные предпосылки к тому, чтобы большие города становились еще больше, превращаясь в огромные агломерации. С другой, сам такой тип поселения появился недавно, и пока невозможно понять, к чему может привести его развитие.

Затопит ли нас?

Из истории, мы хорошо знаем, что цивилизации гибнут, и откуда приходит беда, никогда не знаешь заранее. Если примитивные формы сосуществования людей доказали свою устойчивость, просуществовав десятки тысяч лет, то города — сравнительно недавняя и хрупкая форма социальной организации. Вполне естественно, что футурологи рассматривают катастрофические сценарии.

Один из самых популярных — затопление части городов за счет подъема уровня воды в мировом океане. Еще говорят о техногенных катастрофах. Конечно, смысл любого неожиданного краха заключается в том, что нельзя предсказать заранее, каким он будет. Несомненно, что современный мегаполис, где на небольшом участке земли собраны миллионы людей, очень хрупок, поскольку зависим от очень сложной системы инфраструктуры и далек от естественных ресурсов, необходимых для выживания в экстремальных условиях.

Нужны ли будут в будущем архитекторы?

Казалось бы, куда без них? Однако невозможно закрывать глаза на два факта. Во-первых, уже сейчас только около 4% зданий строится архитекторами, остальное — продукт проектировочных бюро при строительных компаниях или самострой. Во-вторых, технологии делают процесс проектирования и даже строительства все более автоматизированным, а, значит, потенциально все более доступным конечному пользователю.

Наконец, социальный тренд заключается в том, чтобы давать людям возможность самим участвовать в строительстве своих домов и даже квартир, и тем самым экономить. Именно, за эту идею два года назад премию Притцкера получил Алехандро Аравена. Вполне возможно, что архитектор будущего уже не будет придумывать здания, а станет автором неких модульных систем, внутри которых люди сами будут создавать себе жилье или рабочее место.

Будем ли мы летать на машинах, как в фильме Люка Бессона «Пятый элемент»?

Летающие автомобили, строго говоря, изобретены, однако их внедрение чревато возникновением множества проблем — точно так же, как когда-то появление привычных нам машин. Пробки, невозможность видеть небо, загрязнение воздуха, дефицит парковочных мест. Основная линия развития на сегодня определена довольно очевидно — отказ от личного транспорта, по крайней мере внутри городов. Не до конца понятно, в какой форме он будет происходить.

Можно ли сделать так, чтобы бедные не становились беднее?

Этим вопросом градостроители заняты как минимум сто лет, а то и сто пятьдесят. Нельзя сказать, чтобы она совсем не решалась. Качество жизни, особенно в благополучных городах, значительно улучшилось, но и количество городов и бедных людей в них тоже увеличилось. Значительная часть благосостояния в крупных финансовых центрах сосредоточена в руках всего лишь нескольких процентов их жителей. Можно ли в принципе выйти из тупика тотального неравенства — непонятно. А если нельзя, то можно ли как-то смягчить ситуацию?

Как жить, если твой сосед — робот? И будем ли мы в принципе выходить на улицу?

Мы не будем даже рассматривать вариант, когда роботы непредсказуемо разовьют в себе волю. Главное испытание будет в сокращении спектра человеческих занятий. Изначально, экономический смысл городов заключался в том, что они давали возможность сложного распределения труда. Что будет, когда значительная часть простых профессий перестанет быть востребована? Это почва для утопий или антиутопий.

В пятидесятые годы ситуационисты представляли себе город вечного досуга, игры, где каждый житель становился творцом. Озвучивается и мрачный сценарий, когда большинство погрузится в компьютерную реальность и попросту перестанет выходить из дома. То есть город перестанет быть тем, чем мы привыкли его считать, а станет совершенно новым типом функционального поселения.

Самая заветная мечта — высота?

Небоскребы уверенно вышли из категории «неправдоподобные чудеса» и стали явлением обыкновенным. В Гонконге их 317, а в Нью-Йорке 265. В Лондоне, только за прошлый год, построили 26 высоток — чему тут еще можно удивляться. Очевидно, мы имеем дело с тем, что некоторые города растут ввысь. Сейчас, пребывание на высоте все еще несет в себе некоторые неудобства: сколько бы там ни было сервисов, все равно ваша социальная жизнь будет неизбежно беднее, чем на уровне земли.

Идея транспортных связей между высокими этажами разных зданий возникла уже очень давно. Сейчас архитекторы пытаются сами здания структурировать так, чтобы они по сложности напоминали город. Некоторые используют для этого модель плотной деревенской застройки — пытаются воспроизвести в вертикали сложное устройство разных по назначению и как бы случайно расположенных ячеек и переходов между ними. Вероятно, рано или поздно они действительно смогут сделать так, что на пятьдесят девятом этаже мы будем ощущать тот же приятный хаос городской жизни, что и на земле.

Есть ли в будущем место прекрасному?

В прошлом веке, архитекторы стали усиленно строить города будущего — просторные, функциональные, удобные, технически совершенные. Но их сравнение с городами прошлого всегда оказывалось в пользу последних. Наращивая технические возможности, архитектура часто утрачивала иррациональное, человеческое содержание — то, что и делало города естественной для человека средой обитания.

Сегодня, в первую очередь, актуально говорить об этом в связи с компьютерными технологиями. Есть ли шанс примирить цифровое и чувственное?

Источник

Прочитано 2496 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: