10.10.2018 11:20

Истинные причины летнего затопления Киева: что ожидать в будущем?

В текущем 2018 году Киев четырежды затапливало после сильных дождей. Жители столицы прекрасно помнят к каким последствиям это привело: огромные материальные убытки, парализованный городской транспорт, почти плывущие автомобили и пешеходы, залитые подземные переходы, подвалы домов и поврежденные инженерные сооружения… - список можно продолжать. Было впечатление, что по Киеву прошла какая-то волна цунами. Чего нам ждать, в случае дождей в следующем году, кто виноват и что делать – вот, традиционные вопросы, которые волнуют всех киевлян. 

Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua встретилась и побеседовала с экспертом в области строительства и строительных нормативных документов -  директором ООО «Укрсервэкс», Заслуженным строителем Украины А.М. Карминским

 А.М. Карминский

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, на дворе 21-й век, цифровые технологии на каждом шагу, а тут, простой, пусть, даже, сильный дождь затопил столицу европейской страны. В чем дело?

А.К.: Явление это - весьма, неприятное, и негативная реакция киевлян, вполне, понятна. Вспомните, какая буря поднялась в различных СМИ, в Интернете, кто только не обсуждал эту проблему, сколько негатива было выплеснуто наружу.

Если суммировать тематику обсуждений киевских потопов этого года, можно выделить несколько основных тем, связанные с причинами и последствиями случившегося:

  • неготовность городской системы дождевой канализации пропустить избыточное количество воды;
  • засоренность дождеприемников;
  •  некачественно отремонтированные улицы и площади;
  • хаотичная и несанкционированная застройка территорий и земельных участков, и связанный с этим, подъем уровня подземных вод, ведущий к подтоплению подвалов;
  • пришедшие в негодность водонесущие подземные инженерные коммуникации;
  • нерегулируемый сток дождевых вод от новостроек;
  • крайне неудовлетворительная эксплуатация и обслуживание составляющих городской системы дождевой канализации;
  • низкое качество строительных и ремонтных работ;
  • практически, отсутствующая современная система очистки сточных вод;
  • недостаточность финансирования строительства и ремонта объектов дождевой канализации;
  • неквалифицированность технических условий, которые не выполняются заказчиками для обеспечения отвода и очистки сточных вод.
  • подземные речки Киева.

Все эти факторы, так или иначе, являются слагаемыми одной общей проблемы: в Киеве, практически, не функционирует система дождевой канализации.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, по мнению большинства людей, дождевая канализация, ливневка, это - решетка в асфальте и под ней труба, в которую сливается вода и выводится в Днепр. На самом деле, это сложнейший комплекс, призванный не допустить затопления города. Как же он функционирует или должен функционировать?

А.К.: Я постараюсь на понятном для всех языке объяснить важность и системность этой проблемы. Для начала, система городской дождевой канализации должна состоять из комплекса инженерных сооружений для приема, отведения и очистки поверхностных сточных вод.

А что это за воды?

Это – сточные воды, которые образовываются в результате атмосферных осадков (дождей, таяния снега и льда), а также, вследствие полива зеленых насаждений и покрытий улиц, дорог, площадей. По всем нормам, запрещается сбрасывать в дождевую канализацию хозяйственно-бытовые и загрязненные производственные сточные воды, отходы производства и мусор.

И как же, должна работать система, отвечающая поставленным условиям? Прежде всего, - надежно.

Надежность функционирования системы дождевой канализации определяется непрерывным приемом расчетного количества сточных вод, обеспечением их нормативной очистки и условий сброса в водные объекты в нормальных и, особенно, в экстремальных условиях. Таковы нормативные требования, приведенные в государственных строительных нормах Украины (ДБН В.2.5 – 75:2013).

ProfiDom.com.ua: судя по недавним событиям, понятие «надежность», к работе городской системе дождевой канализации, не относится!

А.К.: Совершенно верно: действительность очень далека от требований нормативных документов, и киевляне это «почувствовали на себе» совсем недавно.

Первая составляющая системы - это инженерные сооружения и средства приема поверхностных стоков: дождеприемные колодцы, водоприемные решетки, дождеприемники, лотки, кюветы и др.

Вторая составляющая, наиболее затратная и дорогостоящая, - это канализационные сети и сооружения на них.

Протяженность дождевой канализации Киева составляет 2700 км (столько же, сколько насчитывает хозяйственно-бытовая и производственная).

Много это или мало? Вообще-то, это – расстояние, которое надо проехать от западной границы Украины до ее юго-восточной границы – туда и обратно!

ProfiDom.com.ua: это - очень много! Кто же обслуживает это гигантское подземное хозяйство?

А.К.: Как раз, тут, мы сталкиваемся с неожиданным ответом на Ваш вопрос!

Оказывается, на балансе «Киевавтодора» находится 831 км магистральных и уличных канализационных трубопроводов дождевой канализации. При этом, некоторые трехметровые коллектора строились еще во второй половине 19-го века.

Остальные, около полутора тысяч километров внутриквартальных сетей дождевой канализации и дождеприемных устройств находятся на балансовом содержании у десяти КП ДЭУ (аббревиатура: «Коммунальное Предприятие «Дорожно-эксплуатационное управление») десяти киевских районов. К тому же, эти КП имеют двойное подчинение – «Киевавтодору» и соответствующей районной администрации.

Не осталось в стороне и КП «Плесо», в ведении которого – городские водоемы и очистка сточных вод городской канализации.

И вы ждете от такого количества контор эффективной работы? Вспомните: «У семи нянек – дитя без глазу»!

Третья составляющая городской системе дождевой канализации – это очистка сточных вод

Далеко не все знают, что из 80 точек сброса дождевой канализации, в Днепр, только пять (!!!) из них имеют очистные сооружения. И даже эта «пятерка» находится в нерабочем состоянии и готовится к реконструкции на разных стадиях: Харьковская, Беличи, Троещина, Радужная, Теличка.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, насколько нам известно Генплан Киева, разработанный в ОАО «Киевпроект» и принятый в 2002 году, предусматривал развитие систем дождевой канализации?

А.К.: Да, в свое время, четвертый по счету Генеральный план развития Киева до 2020 года, был разработан в соответствии с распоряжением Киевской городской государственной администрации от 16.03.98 № 542. Он был принят в 2002 году и его разработчики, специалисты высочайшего класса, получили Государственную премию Украины

Этим Генпланом предусматривалось построить около 170 км уличных коллекторов дождевой канализации и 70 комплексов очистных сооружений дождевых вод на новых и старых существующих точках сброса в Днепр. 

Очень бы хотелось услышать от Киевской городской администрации о результатах реализации этих планов.

Что мы имеем сейчас: нормативы предусматривают наличие систем дождевой канализации, состоящей из комплекса сооружений для приема, отведения и очистки поверхностных дождевых вод, для бесперебойного функционирования, но, к сожалению, можно констатировать, что в Киеве такой целостной системы не существует.

На заседании Постоянной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций КГГА 21 августа 2018 года мэр Киева В. Кличко заявил следующее: «Причины подтоплений являются комплексными. Это – и несоблюдение норм во время проведения строительных работ, недостаточная пропускная способность существующей дренажной системы, которая строилась в 70-е годы, не всегда качественная эксплуатация таких систем и пр.»

Сказано точно, если не считать того «маленького факта», что вместо дренажной системы, мэр имел ввиду дождевую канализацию.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, в итоге, мэр говорил о нормах. А что говорят эти нормы, конкретно?

А.К.:  Да, упоминание о нормах меня очень заинтересовало, тем более, что содержание строительных норм является моим профессиональным занятием. И анализ нормативной базы по данной тематике привел к неожиданному результату.

Первые отечественные государственные нормы проектирования внешних сетей и сооружений были утверждены Минрегионом в 2013 году и вступили в силу 1 января 2014 года.

То есть, до 2014 года в Украине, при проектировании наружных сетей, руководствовались строительными нормами и правилами (СНиП), утвержденными еще Госстроем СССР.

Так вот, этими СНиПами 1962, 1974 и 1985 годов было установлено, что при чрезвычайных условиях предельных периодов однократного превышения расчетной интенсивности дождя, коллекторы дождевой канализации должны пропускать, лишь, часть расхода дождевого потока, - остальная часть временно затопляет проезжую часть улиц.

Вот, такой пасьянс!

Трудно себе представить, но в те самые годы, послевоенного массового жилого строительства, наружные сети и сооружения дождевой канализации проектировались и строились из расчета «временного затопления улиц и площадей».

Правда, история этих нормативных документов умалчивает, какое время затопления предусматривалось теми нормами. Поэтому, можно считать, что мэр Киева принципиально точно определил основные причины постоянно продолжающихся «потопов».

ProfiDom.com.ua: интересное положение: то что должно работать – не работает или отсутствует, вообще. Конечно же, возникает вечный вопрос: «Что делать?»

А.К.:  Вероятно, в сложившейся ситуации, следует согласиться с предложением мэра, которое прозвучало на заседании упомянутой выше Постоянной комиссии, о целесообразности создания отдельного профильного подразделения в составе «Киевавтодора», которое будет отвечать за содержание и контроль функционирования систем ливневой канализации. 

Централизация, безусловно, должна быть всеобъемлющей, начиная с генеральной схемы дождевой канализации, в составе Генерального плана Киева, и полной ответственности за ее реализацию и нормальную эксплуатацию, предусмотренную государственными строительными нормами.

При этом, особняком стоит полностью неработающая подсистема очистки поверхностных дождевых вод, о которой выше уже упоминалось.

Тут, следует отметить замусоренные до 90% Северо-Дарницкий мелиоративный канал, река Дарница, Лыбедь, принимающие многочисленные промышленные стоки и являющиеся зоной бедствия, а также, многие другие, отсутствие очистных сооружений, массовые несанкционированные врезки в коллекторы, внутриквартальные сети, каналы, а результат один – все стоки сливаются в Днепр неочищенными.

Не забудьте об автомойках. Их в города более 2500 и большинство сбрасывают отходы в дождевую канализацию. Обратите внимание: когда автомойка совмещена с АЗС, если нет замкнутого водооборотного цикла, на территории – лужи, которые означают, что стоки сбрасываются неочищенными в дождевую канализацию.

ProfiDom.com.ua: похоже, что причина, почему затапливаются в Киеве улицы и площади во время проливных дождей, начинает вырисовываться окончательно!

А.К.: Все дождевые осадки, выпадающие неравномерно в разных местах города, через дождеприемники и сети собираются и концентрируются в коллекторах, в которых скорость потока достигает 15 метров в секунду.

Что интересно: в сетях хозяйственно-бытовой и производственной канализации рассчитывают на частичное наполнение труб, чтобы иметь запас на неравномерное поступление стоков и обеспечить вентиляцию для удаления вредных газов, а дождевую канализационную сеть рассчитывают на полное заполнение труб, при максимальной интенсивности дождя.

Вот, и становятся понятными причины затопления, когда заполнены все трубы и коллекторы, засорены и заилены дождевые сооружения и пропускная способность трубопроводов недостаточна. Тогда, затапливаемая территория в пиковые моменты становится неконтролируемой, а подвалы и полуподвальные помещения, подземные пешеходные переходы, также, не могут избежать затопления.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, можно ли сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые предотвратят затопление Киева в дальнейшем?

А.К.: В принципе, с инженерной точки зрения, здесь нет ничего невозможного. Кроме того, специалистам известно, что существует карта всех киевских затапливаемых территорий.

Этот картографический материал может быть основой для проектных работ для каждой конкретной затапливаемой территории, которые сведутся к четкому перечню первоочередных мероприятий по разгрузке этих территорий от затопления:

  1. Устройство искусственных водоемов или резервуаров
  2. Использование укрепленных яров и существующих водоемов, которые не являются источниками питьевой воды
  3. Устройство распределительных камер для направления максимальных стоков, в обход существующих прудов, для последующей их очистки
  4. Устройство аккумулирующих емкостей на предприятиях
  5. Расстояние между дождеприемными колодцами обеспечить до нормативных
  6. Устройство на сливоотводах специальных затворов
  7. Тщательная расчистка дождевых сооружений и коммуникаций
  8. Защитные мероприятия от затопления подвальных и полуподвальных помещений и протечек водонесущих коммуникаций
  9. Перекрытие и тампонаж несанкционированных врезок в коллекторы, каналы, внутриквартальные сети дождевой канализации 

Естественно, этот перечень не исчерпывается конкретными мероприятиями по защите каждой отдельной территории.

Непременное и обязательное условие: проекты защиты затапливаемых мест и территорий должны быть обеспечены реальным финансированием и включением в соответствующий план развития этих территорий

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, большое спасибо за столь профессиональный анализ проблемы затопления нашего города. Очень надеемся, что городские власти услышат Вас и все решения по реконструкции системы городской дождевой канализации будут взвешенными и грамотными!

Прочитано item->hits; ?> раз
Раздел Аналитика


Выбор редакции: