ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 25 лютого 2019 11:20

Как Минрегион подготовил зарплатные сюрпризы строителям

Минрегион Украины летом минувшего года выпустил приказ, в котором устанавливается новый порядок расчета сметной зарплаты в отрасли и, соответственно, стоимости объектов строительства. Среди профессионалов отрасли вспыхнули нешуточные страсти: большая часть специалистов утверждает, что этот новый порядок составлен непрофессионально, и что он приведет к неоправданному, практически, к взрывному росту стоимости строительства.

Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua обратилась к ведущему эксперту нашей страны в области строительства и строительных нормативных документов - Заслуженному строителю Украины А.М. Карминскому - с просьбой высказать мнение об этом новом порядке расчета сметной заработной платы.

(Тексты документов, вызвавших споры среди специалистов – Приказ Минрегиона Украины № 196 от 27.07.2018 «Про внесення змін до Порядку розрахунку розміру кошторисної заробітної плати, який враховується при визначенні вартості будівництва об’єктів», а также «Порядок розрахунку розміру кошторисної заробітної плати, який враховується при визначенні вартості будівництва об’єктів» можно скачать по этой ссылке)

Анатоль Маркович Карминский

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, насколько нам известно, летом минувшего года Минрегион Украины установил новый алгоритм в определении стоимости строительства объектов. Расскажите, пожалуйста, - в чем его суть, почему среди специалистов отрасли ведутся споры о правильности или неправильности нового алгоритма?

А.К.: Суть этой новой, я бы сказал, скандальной, инициативы Минрегиона такова: приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 27 июля 2018г. № 196 внесены изменения в Порядок расчета размера сметной заработной платы, который учитывается при определении стоимости строительства объектов.

Этот Порядок относится к определению стоимости объектов строительства, которые сооружаются с привлечением бюджетных средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также, кредитов, предоставленных под государственные гарантии.

Чтобы ясно представить всю глубину некомпетентности и непрофессионализма чиновников, готовивших этот приказ, расскажу предысторию вопроса.

До недавнего времени, Минрегион ежегодно утверждал размер сметной заработной платы своим приказом, однако, нормативный механизм расчета самого размера отсутствовал, а его количественное выражение несло весьма субъективный характер, а зарплаты рабочим-строителям на бюджетных стройках всегда не хватало (как, впрочем, и везде).

В 2016 году Минрегион приказом № 281 от 20 октября утвердил Порядок расчета размера сметной заработной платы, основанный на данных соответствующих подрядчиков, с учетом ежегодного размера такой зарплаты, утверждаемого Минрегионом, размера минимальной зарплаты в соответствии с Госбюджетом Украины на соответствующий год. Механизм расчета размера зарплаты был приведен в этом же приказе.

Этот Порядок, в свою очередь, изменен приказом Минрегиона от 20 февраля 2017г. № 33, в котором внесены небольшие уточняющие изменения.

А, теперь, давайте внимательно прочитаем новый Порядок расчета размера сметной заработной платы, утвержденной приказом № 196, о котором пойдет речь.

1. Прежде всего, отмечаем, что никакого порядка расчета в составе одноименного Порядка, утвержденного приказом Минрегиона № 196, нет. Да, в двух предыдущих Порядок был, а в этом нет.

2. Есть только в п.4 Порядка некоторые сведения о том, что размер сметной заработной платы определяется заказчиком или инвестором в составе исходных данных на проектирование (правда, неизвестно, как и каким образом это определяется).

3. В этом же п.4 содержится самая серьезная ошибка, которая привела к самым неожиданным негативным последствиям:

  • Установлено, что размер сметной заработной платы определяется «по разряду сложности работ 3,8, но не ниже, чем среднемесячная зарплата в строительстве (из расчета на одного штатного работника)».
  • Разрядность 3,8 сложности работ с соответствующими межразрядными коэффициентами приведена в приложении «А» ДСТУ-Н Б Д.1.1-2:2013, для работ, которые выполняются рабочими-строителями, монтажниками, а также рабочими занятыми на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов – согласно п.4.2.1.1 этого ДСТУ. А если говорить коротко, – рабочими.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, насколько мы понимаем, это же – абсолютно несопоставимые вещи?

А.К.: Совершенно верно. Давайте, просто, зададим, риторический вопрос: как можно сопоставлять зарплату рабочих на бюджетных стройках и зарплату работников, в целом по отрасли «Строительство», по данным Государственной службы статистики Украины, включая зарплату инженерно-технических работников и служащих?

Ответ очевиден – никак!

Хочу напомнить п.4.2.2 ДСТУ-Н Б Д.1.1-2:2013: сметная заработная плата определяется, как сумма заработной платы рабочих и работников, а не только рабочих, что, также, вносит свою долю в неразбериху.

Самым неожиданным является то, что пунктом 4 этого Порядка установлено, что уровень заработной платы рабочих должен быть не ниже, чем работников. А верхний предел, при этом, не установлен.

ProfiDom.com.ua: но такой порядок определения стоимости объектов строительства снимает все ограничения в росте зарплаты. Произойдет неоправданный, ничем не обеспеченный ее рост. Это, что - новый виток инфляции, спровоцированный строителями?

А.К.: Похоже, что так. И этим, сразу же, воспользовались в Киеве, где Киевсовет, своим решением от 20 декабря 2018 № 485/6536, установил для коммунальных предприятий, учреждений и организаций (а не подрядчиков!) размер сметной заработной платы при строительстве объектов за счет средств местного бюджета в размере 11000 грн. Вместо бывших 7500 грн.

Во Львовской области и Львове пошли еще дальше: решением Львовского облсовета № 767 от 11.12.2018г. и Львовского горсовета № 7 от 04.01.2019г. установлен одинаковый размер сметной заработной платы на 2019 год в размере 14800 грн. Или, - на треть больше чем в Киеве.

Напомним, что речь идет об уровне размера сметной зарплаты рабочих.

Таким образом, заказчики строительства бюджетных объектов в интересах конкретных подрядчиков получили право, - через увеличение зарплаты рабочих увеличивать сметную стоимость таких объектов при проектировании без нормативного государственного регулирования.

В результате, с одной стороны государство регулирует и контролирует расходы бюджетов разных уровней на строительство объектов, с другой стороны, - государство решение этих вопросов отдает на откуп заказчикам (инвесторам).

Налицо полная неопределенность в масштабах страны, что ведет к невыполнению закона Украины «О ценах и ценообразовании», в статье 5 которого установлено, что проведение государственной ценовой политики и государственное регулирование цен соответственно обеспечивает и осуществляет Кабинет Министров Украины.

Идем дальше.

4. В п.2 Порядка утверждается, что сметная заработная плата вычисляется, согласно ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства». Это не так. В тексте этого стандарта отсутствуют, какие бы то ни были правила, порядки, их механизмы вычислений сметной заработной платы, кроме последовательности расчета зарплаты в прямых затратах на пусконаладочные работы (п.7.6).

5. В ДСТУ Б Д.1.1-2:2013 и ДСТУ Б Д.1.1-1:2013, указанных в пунктах 2 и 3 Порядка, неоднократно устанавливается, что стоимость человеко-часа определяется, с учетом уровня среднемесячной заработной платы, рекомендованного Минрегионом. Однако, в самом Порядке такие рекомендации отсутствуют.

6. С 1-го января 2019г. вступил в силу закон Украины, принятый 6 декабря 2018г. о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины для введения среднесрочного бюджетного планирования, при котором среднесрочный период включает плановый и следующие за плановым два бюджетных периода.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, как можно объяснить вышесказанное?

А.К.: Если говорить простыми словами, начиная с текущего года адресный перечень строек в планах и прогнозах экономического и социального развития будет утверждаться по годам на трехлетний период, с соответствующим бюджетным финансированием на эту трехлетку.

Приказ и Порядок, которые мы анализируем, ориентированы на бюджетное годичное финансирование, вследствие, чего следует в Порядок внести соответствующие изменения в соответствии с заключительными положениями закона.

В заключение, представляется необходимым незамедлительно скорректировать приказ Минрегиона № 196 от 27.07.2018г. с разработкой Порядка расчета сметной заработной платы.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, большое спасибо за этот разбор нового порядка определения стоимости строительства. Из Вашего рассказа очевидно, что при его подготовке, профессионалов отрасли не привлекали. Надеемся, что Вас услышат те, кому это необходимо по должности

Прочитано 16502 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: