ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Вівторок, 18 лютого 2014 10:32

Теория и практика тендерных процедур в Украине

Теория и практика тендерных процедур в Украине

Наш собеседник – заслуженный строитель Украины, человек, который с 60-х годов прошлого столетия занимается всем электро-транспортом города Киева – Виктор Абрамович Резников. В эксклюзивной беседе с журналистами ProfiDOM.com.ua Виктор Абрамович Резников рассказал о своем видении современного состояния тендерной политики  в Украине

Особенности украинских государственных тендеров

Государственный тендер – это конкурсный отбор участников с целью определения победителя, удовлетворяющего квалификационным требованиям. Результаты реализации тендера должны принести максимальную пользу государству, ведь, победитель должен обеспечить эффективное использование бюджетных средств, а также наиболее приемлемые условия реализации договора.

Согласно украинскому законодательству, основными принципами тендеров являются:

  • максимальная экономия и эффективность;
  • добросовестная конкуренция среди участников;
  • открытость и прозрачность на всех стадиях государственных тендеров;
  • равноправие участников тендерных процедур;
  • объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений;
  • предупреждение проявлений коррупции.

Основная цель государства – получить качественный продукт по выгодной цене, который принесет наибольший экономический эффект. Первой страной, которой, в какой-то мере, удалось достичь этой цели, стала Великобритания, где и были заложены основы тендерного законодательства. Родоначальницей тендеров в их современном виде является, как это ни странно звучит, – Маргарет Тэтчер.

Основной принцип тендерных процедур, сформулированный в Великобритании, звучит по-английски изящно: максимальная эффективность и экономия достигается там, где государство делает упор на максимальную эффективность.

Было бы просто отлично, если этот принцип был заложен в основы государственной тендерной политики Украины.

Читайте также: МВД провело тендер на ремонт своих зданий с нарушением закона

Безусловно, жизнь идет вперед и любое законодательство, в том числе и тендерное, нуждается в периодическом обновлении. Мне кажется, что люди, готовившие проекты тендерного законодательства Украины, не вникали глубоко в саму суть тендеров и не изучали научных трудов по этим вопросам. Поэтому современное украинское тендерное законодательство не учитывает практически никаких нюансов тендерных процедур.  Формально у нас все сводится к простейшей процедуре: кто за меньшую цену сделает больше. Это формально, а на практике - вопиющие нарушения и этого простейшего принципа встречаются сплошь и рядом. В итоге, в погоне за дешевым продуктом, государство с завидным постоянством получает низкое качество и массу ненужных проблем, в ущерб эффективности.

Приведем простейший пример. Предположим, что некий проектный институт стал победителем тендера на проект освещения парка в Киеве. Специалисты заложили в проект определенные характеристики светильников – антивандальное исполнение, защищенность от влаги и пыли, высокие светотехнические характеристики и т.п. Что происходит в дальнейшем? Заказчик, проигнорировав проектные решения, закупает более дешевые светильники, естественно более низкого качества, и моментально приобретает множество проблем для эксплуатирующей организации: постоянный ремонт, замена некачественных составляющих и все сопутствующие неудобства. Все это приводит к удорожанию эксплуатации осветительной сети парка и к несправедливым обвинениям в адрес победителя тендера.

Что происходит с тендерной документацией в Украине

В целом, тендерная документация – это не просто набор бумаг, содержащий условия торгов и государственного контракта. В идеале, тендерная документация должна быть результатом серьезной работы, проведенной специализированной профильной проектной организацией. Однако, в наше время, заказчик, желая сэкономить, зачастую самостоятельно готовит тендерную документацию, в результате чего участники тендера получают непрофессионально составленные документы и условия тендера, содержащие лишь общую информацию. Отсюда и результаты, о которых мы говорили выше. В европейской практике заказчик заказывает проектной организации составление тендерной документации, и её объём соответствует «инженерным расчётам» - (стадия «Проект» в Украине).

Специфика тендерных процедур в Украине

В нашей стране функционирует сложная многоуровневая система проведения тендеров, которая разбита на отдельные части. Цепочка тендеров по реализации строительства выглядит примерно так: проектная организация – строительная компания - управляющая компания. Вначале, посредством тендерного отбора определяется проектная организация. И, вот тут кроется начало цепочки ошибочных решений. Для теперешнего заказчика одним из главных принципов отбора является экономия средств, поэтому опыт проектирования (школа) для него имеет второстепенное значение. Соответственно, страдает качество выполненных проектных работ: не всякая проектная мастерская, зарегистрированная вчерашними студентами, может выполнить проект на должном уровне.

Читайте также: АМКУ отменил строительный тендер КК «Киевавтодор»

Далее, после разработки проекта заказчик объявляет тендер по выбору строительной организации.  Здесь  все повторяется по предыдущему сценарию и цепочка ошибочных решений продолжает удлиняться, потому что добросовестность и качество выполненных строительных работ, а точнее, их отсутствие в нашем случае, очень сильно влияют на следующий этап – эксплуатацию.

На этапе тендерного выбора подбора управляющей (эксплуатирующей компании) нарастает тот же вал: эксплуатация строительных объектов зачастую поручается неопытным компаниям, не имеющим ничего, кроме собственных амбиций и связей в «нужных местах» в т.ч. наспех укомплектованные ЖЕКи.

Согласно действующему тендерному законодательству Украины, все этапы тендеров разделены, отстранены друг от друга, и, в итоге, за объект никто не несет никакой ответственности.

Как же выйти из этого заколдованного круга? Должна быть одна компания, способная осуществить исполнение, контроль и мониторинг всего комплекса работ на всех этапах.

Читайте также: Нацбанк вновь ремонтирует свой гараж

Вернемся к Великобритании. Там развивается новое направление в тендерном законодательстве – так называемый «длительный договор». То есть, с победителем тендера заключается этот самый «длительный договор» на весь комплекс работ, связанный с проектированием, строительством и эксплуатацией объекта, скажем на 5 лет. И все работы, связанные с поломками, заменой оборудования и т.п. эта компания делает все 5 лет за свой счет. Это и есть прямая заинтересованность в качестве работ на всех этапах.

А сегодняшние украинские реалии таковы, что государство предпочитает вкладывать деньги не в эксплуатацию, а в ремонт. Приведу пример. Какое-то время назад на одном из мостов, запроектированных выдающимся киевским проектировщиком Георгием Фуксом, вышла из строя «скользящая опора». И государству пришлось вложить большие деньги в ремонт и замену такой опоры, вместо того, чтобы понемногу вкладывать несравнимо меньшие деньги в эксплуатацию моста и профилактические работы для содержания «скользящей опоры».

На сегодняшний день в Украине нет практики современной организации тендеров. И мое мнение, что будущее тендерной политики в нашей стране за внедрением в законодательство понятия «долгосрочный договор», о котором мы говорили.

Читайте также: Ремонт Магдебургской лестницы в Киеве заказали уже после его проведения

В России такие договоры называются «Договор жизненного цикла» и внесён в законодательную базу. Активные, сознательные граждане нашей страны в т. ч. молодое поколение требуют создания эффективного государственного устройства. Инициатором создания «Длительных договоров» должен быть Минрегионбуд. В гражданском строительстве особенно, т. к. в сфере его ведения весь «длительный цикл» - проектные организации – строительные организации – коммунальные организации (эксплуатация), но похоже эта организация запуталась в сетях «тарифной сетки» и наверное надолго.Ксожалению организация, которая должна работать на эффективную перспективу нашего государства, бесперспективна.Наши надежды на новое инициативное поколение молодых профессионалов в строительстве, в т.ч. на тех которые получают образование в Европе.

Прочитано 3982 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: