Для переправы пользовались лодками. Большие лодки называли дубами, а маленькие – душегубками. После ледохода и до поздней осени действовали паромные переправы – перевозы. А мосты? Только временные, плавучие. Наводили их уже после разлива, сплавляя к нужному месту плотно скрепленные между собой плоты, которые удерживали якоря.
О днепровских разливах сохранились сведения и во многих литературных источниках. «Стоило только выйти из города на Владимирскую горку, и сразу перед глазами разливалось голубоватое море – это разлив Днепра. А в городе в это время начинался разлив солнечного света и тепла», – так писал К.Паустовский.
«31-го марта. Четверг. Проснулся в 5 часов утра, увидел Киев при восходе солнца и громадный разлив Днепра». Эту запись в дневнике сделал император Николай II-ой в 1916-ом году. Однако в тот год паводок не был каким-то особенным.
За время наблюдения за Днепром, особо мощные разливы были зафиксированы в 1789, 1845, 1877, 1882, 1895, 1908, 1917, 1931, 1942 годах. Своеобразный памятник киевским наводнениям можно увидеть на берегу Труханова острова – каменная тумба с отметками рекордных уровней воды.
Самым грандиозным был разлив 1931-го года. Мягкое дождливое потепление началось 14 апреля и ничего плохого не предвещало, но спустя неделю температура неожиданно подскочила, снега в верховьях Днепра начали стремительно таять, дожди усилились, и река взбухла. Вода хлынула на подольские улицы, затопила островные и левобережные поселения.
В начале мая был зафиксирован максимальный подъем воды – 8,53 м выше нулевого уровня, на Набережно-Крещатицкой в это время вода стояла на 1,63 м выше уровня мостовой.
Первый капитальный мост в Киеве появился только в 1853 году. Он возводился по проекту и под руководством английского инженера Чарльза де Виньоля.
Это был первый в мире шестипролетный мост. Удерживали пролеты толстенные цепи (каждое звено в 12 пудов), потому-то назвали мост Цепным. Но по предложению Александра I-го мосту было присвоено имя императора Николая I-го. Так и получилось – Николаевский цепной мост.
На тот момент, это сооружение было одним из самых больших в Европе: его длина достигала 777 метров, а ширина – 16. В ночное время центральная часть моста поднималась, чтобы могли проходить парусные суда. Однако цепной мост в 1920 году был разрушен.
На этом месте сейчас находится мост Метро