Среда, 21 июня 2017 11:20

Как выглядел Донецк (поселок Юзовка) на цветных фотографиях XIX века. Фото

Безусловно, когда мы считаем какие-то тексты про 19-й век, - возникают картины, исключительно, черно-белые. Потому что, практически, все дошедшие до нас иллюстраций тех времен — черно-белые фотографии. Однако, современные технологии дают нам прекрасную возможность окунуться в мир красок — увидеть старую Юзовку в цвете.
Как выглядел Донецк (поселок Юзовка) на цветных фотографиях XIX века. Фото

Доп. информация

Разумеется, никто не дает гарантии, что машинный подбор цвета был точен (и речь даже не идет о 100% соответствии). Но, многие фото раскрашиваются очень правдоподобно! 

И, вот - как выглядела, или могла выглядеть, Юзовка в реальности, больше 100 лет назад - «Черно-белая» и «Цветная»:

Поселки для рабочих, которые в народе назывались «Собачевками», «Жабовками», «Нахаловками», «Шанхай», сооружались в непосредственной близости от предприятий. Застраивались они казармами, бараками, землянками, «каютками», тонули в грязи и дыму, были лишены каких-либо зеленых насаждений, самых элементарных санитарно-гигиенических условий. Туалеты приходилось строить прямо на улице. А поскольку плотность населения была высока, то и туалетов требовалось много.

Вид на торговые помещения Юзовского базара

Юзовская базарная площадь.

Доменный цех, 1911. Красивый индустриальный вид. Можно только представлять, какое впечатление производил завод на людей 100 лет назад, впервые побывавших на заводе: посещение металлургического завода всегда будет незабываемым.

Коксовый цех Юзовского завода, 1900 г. (сейчас Донецкий коксохимический завод). Рядом виден копёр шахты №4, которая располагалась при заводе. Вдали — доменный цех.

Вид на завод с юго-запада, 1914 год. Также, довольно известный снимок и вообще вид. С этой точки фотографировали завод в разные годы

Женская гимназия Левицкой и Городское училище.

Все железнодорожные станции Донецка в начале ХХ века входили в Екатерининскую железную дорогу. Путеводитель по Екатерининской железной дороге в 1912 г. писал: «В 12,5 верстах от станции Авдеевка и в 13,5 верстах от станции Ясиноватая находилась одна из важнейших станций Мариупольской ветви — станция Юзово, Григорьевской волости, Бахмутского уезда; при общей протяженности станционных путей в 24 версты, станция ежедневно перерабатывает около 1000 вагонов, сортируя вагоны, пребывающие с запада, со станции Авдеевка и с востока, в частности со станции Новороссийского Общества; грузооборот ее достигает 360 вагонов в сутки или 78 млн. пудов в год, из которых 48 млн. пудов станция отправляет; по размерам грузооборота станция Юзово уступает на Мариупольской ветви только одной станции — Мариуполь-порт».

Осень 1883 года. В Юзовке усилиями прихожан началось строительство (вместо дощатого) каменного здания православной церкви. Для этого специально был построен кирпичный завод. На благое дело жертвовали все, кто сколько мог. Помещик князь Ливен дал пять тысяч рублей, иконостас, стройматериалы на две тысячи рублей и 66 десятин земли для церковного причта. Новороссийское общество выделило тоже пять тысяч рублей, купец Лобас — две тысячи. Жители Юзовки (в т.ч. евреи-виноторговцы) собрали три тысячи. Заводские рабочие полгода отчисляли по копейке с каждого рубля заработка.

(Окончание следует)

 

Прочитано 4759 раз


  • Выбор редакции:

    Новости партнеров