В конце VII и в первой половине VI вв. до н.э. в архитектуре происходит крутой перелом, обусловленный развитием греческих городов-государств. Именно в эту пору складываются новые типы многих общественных здании, в связи с которыми совершается переход от дерево-сырцового строительства к каменному и формируются новые архитектурно-выразительные средства, вскоре превратившие эти сооружения в замечательные памятники монументального зодчества и подготовившие его небывало пышный расцвет в 480-400гг. до н.э.
Недолговечность применявшихся строительных материалов и позднейшие перестройки объясняют ограниченность наших сведений о городе архаической эпохи, и представления о нем основаны главным образом на данных, почерпнутых при изучении городов более позднего времени, сохранивших традиционную планировочную основу (например, Лаго и особенно Афины). На протяжении рассматриваемого периода греческие города, несмотря на то, что они стали теперь государственными центрами, объединившихся вокруг них сельских общин, все еще представляли собой скромные поселения у подножья или вокруг укрепленных акрополей. Можно с уверенностью полагать, что даже к концу VI в. до н.э. лишь в немногих полисах число полноправных граждан превышало 5 тыс. человек, а общее количество населения (включая рабов и иностранцев) - 20 тыс. человек. Это относится, по-видимому, и к таким важным приморским торговым городам, как Коринф или Афины, население которых начинает быстро увеличиваться лишь с этого времени.
Важнейшая особенность греческой архитектуры архаической эпохи - появление ряда новых типов общественных сооружений, потребность в которых была вызвана новыми формами государственной и общественной жизни полиса.
Наиболее богатыми и монументальными зданиями городов были храмы. Говоря о них, необходимо, однако, иметь в виду, что в античной Греции не всегда легко провести четкую границу между культовой и «мирской» т.е. государственной, общественной сторонами жизни полиса, а следовательно, и определить характер того или иного сооружения, Обычно территория не только города, но и всего маленького греческого государства считалась освященной покровительством одного из божеств. Культ бога-покровителя (Афины – в Афинах, Геры – в Аргосе и т.д.) и связанные с ним торжественные празднества становились всенародным делом. И храмы являлись не только вместилищем статуи бога-покровителя общины, но и хранилищем казны полиса, его главной государственной святыней, составлявшей предмет гордости граждан и как бы воплощавшей чувство объединяющего их полисного патриотизма.
Таким образом, храм при многих особенностях их композиции и планировки, обусловленных тем или иным культом, следует рассматривать как важнейшее общественное сооружение древнегреческого зодчества.
Потребностям государственной и общественной жизни отвечали: булевтерии – дома для собраниясовета (так называемые буле) рабовладельческой общины, пританеи - близкий жилому дому тип здания со священным очагом общины, предназначенный для официальных приемов; дома симпозиев - в которых проводились общественные трапезы.
Для физической тренировки молодежи служили палестры, первоначально просто огороженные участки для занятий борьбой, легкой атлеткой и прочим, которые затем были окружены стоями, в классическую эпоху такая схема легла в основу планировки гимнасиев, включавших помимо окруженного портиками двора санитарно-гигиенические устройства и помещения для занятий музыкой и литературой, которые входили в систему древнегреческого образования.
В общеэллинских святилищах, где уже с VIII в. до н. э. проводились соревнования - в первую очередь по легкой атлетике, - появились стадионы…
С развитием полиса и первыми успехами демоса в его борьбе за более демократические формы управления усилилось чувство полисного патриотизма. Строительство различных общественных сооружений стало предметом заботы всех полноправных граждан рабовладельческой общины. Немало внимания этому строительству уделяли и правившие полисами тираны, распоряжавшиеся общественной казной и стремившиеся укрепить свою популярность.
Все это ставило перед архитектурой новые и сложные задачи. Возникла потребность не только в удобных общественных зданиях, но и в зданиях, которые одновременно могли бы достойно выражать мысли и чувства всех граждан полиса. Иными словами, потребовалась монументальная архитектура.
Для этого нужна была совершенно новая, доходчивая ив то же время эффективная гибкая система архитектурных приемов, с помощью которых можно было бы создать и несложный, легкий портик на агоре или над водоразборным резервуаром, и величественный храм, посвященный богам-покровителям полиса.
Такой системы выразительных архитектурных средств в греческом дерево-сырцовом строительстве не было, и она была создана в рассматриваемый период. В ее основу легли так называемые архитектурные ордера, сложившиеся с переходом к строительству общественных сооружений из камня.
Архитектурные ордера
В постройках эпохи архаики мы впервые встречаемся с древнегреческой или, как ее иногда называют, классической ордерной системой - одним из величайших достижений эллинского зодчества, наиболее полно воплотившим особенности архитектурного мышления древнегреческих строителей и явившимся одним из его важнейших вкладов в мировое развитие архитектуры.
Ордер - это художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, закрепленная традицией в нескольких вариантах, отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом, формой и взаиморасположением элементов, а также своими профилями (или обломами) и орнаментом (живописным в дорике и резным в ионике), скупо располагавшимся главным образом на «неработающих» частях конструкции.
О несомненном сходстве ряда ордерных форм с элементами деревянной стоечно-балочной конструкции будет рассказано в наших публикациях.
Лаконичный, мужественный и сильный дорический ордер иболее стройный, изящный ионический (включающий в свою очередь два вариант - малоазийский и аттический) встречаются в первых известных науке полностью каменных сооружениях (1-я половина VI в. до н. э.). Третий, коринфский, ордер, отличающийся от ионического лишь резной «растительной» капителью, появился значительно позднее (2-я половина V в. до и. э.).
Большая часть связанных с ордерной системой терминов восходит к традициям древнегреческого или римского зодчества и дошла до нас в памятниках античной письменности, главным образом в трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре».
Главными частями греческого ордера являются:
1) основание, обычно ступенчатое, - стереобат1; оно покоится на верхнем, частично поднятом над землею, выровненном ряде кладки фундамента, который называется евтинтерией;
2) вертикальные опоры - колонны, возвышающиеся на верхней ступени стереобата - стилобате2, и наконец
3) верхняя часть (перекрытие) - антаблемент, который в свою очередь делится на две или три части:
а) архитрав, или эпистиль, - главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия;
б) фриз - имевшийся в дорическом и некоторых вариантах ионического ордеров и изображавший само перекрытие, покоящееся на архитраве;
в) венчающая часть - карниз.
Образное противопоставление несущих и несомых частей четко проводилось во всех деталях ордера, вплоть до отдельных обломов (мулюры).
______________________________________________________________________________________________________________________
1Витрувий называет стереобатом стены, возводимые под фундаментом под колоннами, имея ввиду подии древнеримских храмов. Современные авторы применяют этот термин в указанном выше смысле.
2 Стилобатом называют как всю верхнюю ступень уступчатого основания (стереобата), так и одну только поверхность этой ступени, на которой возвышаются колонны.