С этой улицы начинался древний Киев: едва ли не половина событий, описанных в древнерусских летописях, происходили здесь. Однако, тогда Владимирская еще не была прямым проспектом. В древности, проезд от киевских Золотых Ворот до Десятинной церкви представлял, скорее, изогнутый ряд площадей разного размера и очертаний. По краям стояли боярские терема.
После разгрома Киева монголо-татарами, район Владимирской улицы пришел в упадок. А после опустошения от крымского хана Менгли-Гирея в 1482 году, это место было вовсе оставлено жителями. Вся жизнь тогдашнего Киева сосредоточилась на Подоле. А Софийский собор стоял без куполов, заливаемый дождями, засыпаемый снегами. На сводах его росли огромные деревья, между колонн и вокруг оставленного храма селились дикие звери.
На этой местности возникли глубокие овраги и наносные холмы над руинами. Вплоть до середины ХІХ века, от собора Софии Киевской нельзя было увидеть Михайловский Златоверхий собор: между ними простирались буераки, разделенные лесными дебрями на холмах.
Восстановление собора Софии Киевской началось только в 1630-х годах стараниями митрополита Киевского святителя Петра Могилы. Потом, вокруг собора возник целый монастырь, в который переехала и Киевская Митрополия.
В 1834 году император Николай I, чьим любимым городом был Киев, издал положение о благоустройстве Киева. Одно время царь, даже, помышлял о переносе столицы в Киев – впрочем, дальше туманных прожектов дело не пошло. Тем не менее, в Верхнем Городе появились отряды строителей и начали безжалостно ломать старые парканы, срывать стрелецкие валы, намечать линию нового проспекта – улицы Большой Владимирской.
А уже в 1837 году на пустынном поле, простиравшемся за Золотыми воротами, было заложено грандиозное здание Киевского Университета имени св. Владимира. В наше время, когда в Киеве тридцать университетов, трудно представить, какую роль в развитии города сыграло открытие Университета св. Владимира. А тогда к обучению высшим наукам относились с благоговением. Профессора были приглашены из Москвы, Петербурга, из-за границы. Cтуденты, независимо от происхождения, воспринимались, как особое сверхвысокое сословие.
Само университетское здание – шедевр архитектора Беретти – спустя некоторое время, выкрасили в необычный красный цвет с черными карнизами и фонарями. Такие цвета носила наградная лента ордена св. Владимира. Правда, народный фольклор нередко связывает красный «революционный» цвет Университета со студенческими бунтами, однако, это не более, чем легенда.
Здание Университета долго стояло одиноко посреди незастроенных полян и напоминало прекрасный загородный дворец – «резиденцию ее величества Науки». Если начало Владимирской улицы находится под сенью храма Премудрости Божией (Софии), то конец улицы пребывает под покровительством премудрости человеческой: кроме Университета здесь работает президиум Академии Наук Украины.
В 1840-х годах в Университете служил штатным художником археологических исследований Тарас Шевченко. Теперь, вуз носит его имя, а напротив возвышается памятник Кобзарю (до революции на этом же постаменте стоял император Николай І). Что интересно, когда Шевченко рисовал Золотые Ворота, сидя на остатках древних валов, он увидел перед собой безлюдную местность. Улица уже существовала, но по краям ее на пустырях киевляне выпасали свиней и телят, устраивали пикники, а дети игрались.
Только в 1870-х годах Владимирская улица была, наконец, застроена каменными зданиями, некоторые из которых дошли и до наших дней.
В 1888 году на Софийской площади был открыт один из первых в Киеве памятников – Богдану Хмельницкому. Правда, до установки фигура гетмана шесть лет пробыла... «под арестом». Столько времени бронзовый Богдан простоял во дворе здания Жандармского управления (тут и поныне милицейское управление Киева) на той же площади. Поговаривали, что жандармы сильно смущены идеей - поставить свободолюбивого казака посреди «третьей столицы империи».
Истинная причина была гораздо прозаичнее. Статую гетмана создали по частным инициативам и пожертвованиям, но у нее не было постамента, а государственные чиновники не спешили выделять дорогой строительный камень. Ничтожная волокита затянулась на целые годы...
Впрочем, если жандармы опасались собраний патриотов, то их опасения имели реальную подоплеку. Улица Владимирская сыграла важную роль для популяризации украинской культуры. Здесь собирались посетители Киевского Украинского клуба (впоследствии Клуба «Родина»), открывшегося в 1905 году в доме у Золотых ворот. Николай Лысенко, Сергей Ефремов, Олена Пчилка, Олександр Олесь и многие другие выдающиеся деятели нашей культуры организовали и провели в этом клубе тысячи культурологических мероприятий. Наверное, неспроста на этой же улице (в нынешнем Доме учителя) потом действовало и революционное украинское правительство Центральная Рада.
В еще одном доме, напротив Золотых Ворот, родился и провел детство и юность родоначальник русской авторской песни Александр Вертинский. В годы революции он перебрался в Париж, но после II Мировой войны Вертинский побывал на гастролях в Киеве, зашел в родной дом…
На углу Владимирской и Большой Житомирской во второй половине ХIХ века жил профессор искусств Адриан Прахов. Благодаря ему, Киев превратился в крупный художественный центр. Прахов пригласил в Киев Михаила Нестерова, Виктора Васнецова, Михаила Врубеля – и они в свое «киевское десятилетие» тоже проживали в разных домах на Владимирской.
А для Врубеля киевский период стал судьбоносным. Напряженная влюбленность художника в жену Прахова Эмилию вдохновила его на создание ряда шедевров в начале творческого пути. Но печальным ее итогом стал художественный «демонизм» и сумасшедший дом.
В самом высоком на улице Владимирской здании гостиницы «Санкт-Петербург» (что меж Золотыми Воротами и Софийским собором) в 1916...18 годах жил Ярослав Гашек. Именно в Киеве пражский врач написал первый раздел «Похождений бравого солдата Швейка», прославивших его на весь мир.
На крыше гостиницы в 1941 году работал командный пункт генерала Андрея Власова (он возглавлял одну из армий, оборонявших Киев). Впоследствии Власов печально прославился как создатель и командир «Русской освободительной армии», которая сражалась на стороне фашистов. Но Киев он защищал еще честно и доблестно, контролируя оборону из своего высотного штаба до самого дня отступления.
И еще бесчисленные россыпи драгоценностей – интереснейших и важнейших событий киевской истории – хранит тысячелетняя память дороги-сокровищницы, лучшего украшения Киева, улицы Владимирской.
Олег Кочевых 2005. №5 (16).По материалам очерков А. Макарова и Л. Рахлиной.