Понеділок, 13 червня 2022 08:20

Российский фейк о лазерном оружии

Как известно, российские военные рассказывали о поступлении на вооружение армии РФ, воюющей в Украине, боевых лазерных комплексах под названием «Задира». Также, было упомянуто о других боевых лазерах - «Пересвет».  При внимательном рассмотрении этих громких заявлений, выясняется, что это обычное и привычное русское вранье. Традиционное для РФ стремление делать «из мухи слона», о чем сказал Президент Украины Владимир Зеленский. Кстати, разведывательные круги США также не подтвердили случаев наличия или применения российского лазерного оружия в Украине

Журналисты ProfiDom.com.ua, выяснили по этому поводу следующие факты, которые проливают свет на очередные «грозные» заявления русских фашистов, которых никто в мире не боится

Итак, в декабре 2018 года Министерство обороны России выпустило в Facebook видео о лазерной системе «Пересвет», поставленной на опытно-боевое дежурство. По крайней мере частично, это видео сделано как анимация.

(Прим. ред. – этот ролик можно легко найти в Сети. Мы его не показываем: настолько примитивно-пропагандистский, что даже стыдно публиковать его на наших страницах)

В Минобороны РФ заявили, что «Пересвет» может «эффективно противостоять любой воздушной атаке и даже бороться со спутниками на орбите».

Из многочисленных пропагандистских статей и видео можно узнать, что «Пересвет» «способен перебить всю группировку американских спутников», что он выполняет «задачу противовоздушной и противоракетной обороны», что «русский боевой лазер «Пересвет» стер в труху истребители НАТО», и что это «лазерный чудо-меч», а также, что «НАТО в панике».

Одно непонятно: если оно уже есть, то почему это оружие не применяется сейчас в Украине? Мы видим многочисленные (и отнюдь не фейковые) видео, на которых беспилотники «Байрактар» наносят удары по «Букам», которые сопровождают российские колонны. И лазер «Пересвет» очень пригодился бы россиянам сбивать «Байрактары». И вообще, почему эти колонны сопровождают «Буки», а не те самые «Пересветы», которые, так хорошо выполняют задачу «противовоздушной и противоракетной обороны»?

Начнем с начала. С 60-х годов прошлого столетия о настоящего времени лазеры прошли огромный путь: от первой, громоздкой установки до почти бытового прибора – лазерных указок, лазерных шоу, хирургических инструментов, строительных дальномеров и нивелиров и т.п.

Рынок лазеров – огромен: сейчас он достигает 12-ти миллиардов долларов и непрерывно растет. В мире известны четыре крупнейшие компании, выпускающие лазеры, прибыль, каждой из которых составляет около миллиарда долларов, — это Coherent, TRUMPF, IPG Photonics и Han’s Laser. Между прочим, IPG Photonics основана выходцем из России Валентином Гапонцевым, который уехал в США, где и создал эту компанию, которая контролирует 80% мирового рынка оптоволоконных лазеров большой мощности.

В списке лазерных гигантов российских компаний нет — ни в первом десятке, ни в первой сотне. Хотя, там тоже есть компании по производству лазеров, — например, ООО «Уличные лазеры» с уставным капиталом в 10 тыс. руб., выпускающее мощные лазерные проекторы. Если резюмировать вышесказанное, нет ни одного примера лазерного оборудования — в хирургии, в передаче информации, в измерении расстояний, в чем угодно, — где первенствовали бы российские лазеры.

Американские — есть. Японские — есть. Израильские — есть. Но, российских на рынке просто нет.

В связи с этим возникает вопрос: если Россия не замечена в коммерческом первенстве в деле производства лазеров, то может ли такое быть, что русские лидируют в оборонном применении этой технологии? То есть, везде, где можно увидеть продукцию, России нет, а там, где продукцию увидеть нельзя, - она есть и «впереди планеты всей»?!

Вдаваться в детали, как устроен лазер – не будем. В двух словах, лазер — это источник когерентного света, то есть такого света, в котором не только длины волн одинаковы, но и их колебания происходят синхронно. Если все предельно упростить, то обычное излучение невозможно сфокусировать на очень маленькой площади. В случае идеальной когерентности луча, почти не теряя мощности, можно сконцентрировать его на очень маленькой площади (например, для видимого излучения, в 200 раз меньше толщины человеческого волоса).

Различные конструкции лазеров позволяют получить на выходе излучение разных длин волн, от мягкого рентгеновского излучения, до излучения инфракрасного спектра. В мире проходят испытания лазеров, излучающих жесткое рентгеновское излучение и гамма-лазеры. Весь этот спектр позволяет подбирать лазер, исходя из решаемой задачи. Относительно военного применение, это означает, к примеру, возможность выбора лазера, с излучением такой длины волны, которая минимально поглощается атмосферой планеты.

Но, у практического применения лазерного излучения в военных целях есть целый ряд проблем. Первая и самая главная — это гигантский объем энергии, который потребляет боевой лазер. Закон сохранения энергии никуда не делся. Если вы хотите поразить что-то (беспилотник, самолет, ракету) не слабеньким лучиком вроде лазерной указки, а здоровенной порцией энергии, вам ее надо откуда-то взять.

Теоретически, можно сделать лазер с накачкой от взрыва ядерной бомбы, но какой в этом смысл – беспилотник сбить получится, а вокруг – радиоактивная пустыня.

Кстати, КПД современных оптоволоконных лазеров достигает 40-50%. То есть, половина энергии от накачки лазера идет «в дело», а вторая половина… ее нужно куда-то девать: отводить, охлаждать и т.п. То есть, боевой лазер большой мощности выходит довольно громоздим сооружением, половину которого занимает охлаждающая система. А отражающее зеркало (один из основных компонентов лазера, фокусирующее световой луч) должно быть сделано из материала, которое отражает энергию, выдерживает высочайший мгновенный нагрев и не разрушается.

Важным элементом лазера является система фокусировки луча: чем меньше площадь пятна на цели, тем выше удельная мощность, позволяющая нанести повреждение. Прогресс в создании сложных оптических систем и появление новых высокотемпературных оптических материалов позволяет создавать высокоэффективные системы фокусировки. Например, в систему фокусировки и наведения американского 50-киловаттного боевого лазера HEL входит 127 зеркал, линз и светофильтров.

При этом, любая вибрация может нарушить юстировку (грубо говоря, балансировку всей лазерной системы). А это сильно ограничивает боевое применение лазера. На танке, лазер разместить трудновато. И ударные волны от взрывов снарядов рядом тоже могут сбить настройки оптической схемы.

Еще одним важным компонентом, обеспечивающим возможность создания лазерного оружия, является разработка систем наведения и удержания луча на цели. Чтобы поражать цели «мгновенным» выстрелом, за доли секунды, нужны гигаваттные мощности, но создание таких лазеров и источников питания для них на мобильном шасси - дело отдаленного будущего.

Соответственно, для уничтожения целей лазерами мощностью сотни киловатт, необходимо удержание пятна лазерного излучения на цели некоторое время (от нескольких секунд до нескольких десятков секунд). Для этого, необходимы высокоточные и высокоскоростные приводы, способные осуществлять слежение лучом лазера за целью, по данным системы наведения.

Кроме того, любой туман или дым, тучи или любая взвесь в воздухе — они рассеют лазерный луч. А высокоэнергетический лазерный пучок в атмосфере нагревает воздух, изменяя за счет этого его показатель преломления: это тоже приводит к «размазыванию» лазерного пучка.

Что мы имеем в итоге? Маломощные лазеры в промышленности и в быту - это одно. А военное применение высокоэнергетических пучком когерентного света – это масса технологических проблем. Но, это не значит, что боевые лазерные системы не существуют. Постепенно, с развитием технологий, они приобретают все большую мощность.

(Продолжение следует)

Медіа

Прочитано 2729 разів