Понеділок, 07 березня 2016 09:20

Из истории Киева: как получали разрешение на строительство в начале 20-го века

Вложить деньги в недвижимость в начале XX века не стремился только ленивый. Государство самым активным образом содействовало постройке жилья в городах. 

Правда, не обходилось без определенных бюрократических барьеров, которые, впрочем, по большей части имели полезную цель: обеспечение порядка в застройке и гарантирование безопасности строительства. 

Чтобы возвести любое частное здание, надлежало получить разрешение городской управы. К письменной просьбе владелец усадьбы прилагал заверенный городским землемером план усадьбы с обозначенным местом нового здания на участке усадьбы, его проектные чертежи, подписанные автором проекта, и документ с подписью архитектора или другого техника, который брал на себя обязательства ответственного за строительство. Но, это было только начало. Во время строительства необходимо было получать отдельное разрешение на любые действия (ограждение строительства забором, возведение сарайчика во дворе или даже изменение ширины оконного проема). За соблюдением всех этих требований неусыпно следил полицейский пристав и, даже, соседи. 

Забот с кредитами было еще больше. Например, архитектор В. Городецкий, сооружая по собственному проекту доходный дом повышенного комфорта на Липках (всем известный «дом с химерами»), за два года подал более 30 заявлений о предоставлении кредита, подтверждая возможность его выплаты. 

Для получения кредита в банке или кредитном обществе были нужны заявление и справка о прибыльности своего имущества. Из соответствующего учреждения посылался архитектор, который опять все пересчитывал, оценивал стоимость имущества заемщика, его прибыльность. Отдельно оценивалась стоимость земли. После этого Киевское общество взаимного кредита или Киевский земельный банк предоставляли соответствующий кредит, как правило 60-70% от стоимости имущества. Популярны были долгосрочные кредиты на 38 лет и 4 месяца под 4-5%. Наибольший процент на кредит выставляли физические лица — до 10%. Выплата процентов и ссуды сурово отслеживалась, периодически (раз в полгода) имущество переоценивалось, и владелец имел возможность получить новый кредит. 

Среди домовладельцев была распространена удобная практика: они сначала отдавали под залог старое недвижимое имущество в своей усадьбе, и на полученные средства возле старых застроек быстро возводили доходный дом. Еще незаселенный или даже недостроенный дом домовладелец сразу отдавал под больший залог и строил дальше (очередной доходный дом или один или несколько флигельков). Таким образом, за несколько лет полностью застраивались усадьбы, начинавшие приносить большие прибыли. Скорость застройки не должна отражаться на качестве: домовладельцев вынуждали следовать строгим правилам. Возведение дома велось в два строительных сезона: в первые весну-осень поднимали стены и укрывали крышей дом, в следующие — проводили отделочные внутренние работы. 

Когда заемщик был не в состоянии выплачивать кредитные проценты, его «новостройку» продавали с публичных торгов, объявления о которых размещали в прессе. Интересно, что разоренному владельцу возвращали разницу суммы между наторгованными средствами и его долгом, если имущество продавалось за большие деньги. 

Кроме частных домовладельцев существовали общества совладельцев квартир, которые строили доходные «дома на паях». Внеся 30% стоимости строительства, каждый из совладельцев получал потом свою долю прибыли, а кроме того, мог выбрать себе квартиру в будущем доме, распланировав ее по собственному вкусу, пользоваться электроэнергией по сниженным тарифам. 

Естественно, не обходилось без мошенничества. Попадались желающие быстро заработать на ажиотаже вокруг жилья. Они использовали некачественные строительные материалы, нарушали технологии, что приводило к несчастным случаям и даже катастрофам. Особенно тяжелым для Киева выдался 1911 год, который стал переломным в строительной практике города. Несколько трагедий, связанных с падением новостроек, всколыхнули не только Киев. Сначала треснула одна из внутренних стен «небоскреба» Гинсбурга. После этого упали леса на строительстве по улице Кузнечной, 3 (Горького, теперь Антоновича). Летом упал дом братьев Цейтлиных на ул. Мариинско-Благовещенской (ныне Саксаганского). В один день в июне дали трещины три фешенебельных дома в центре — на ул. Владимирской, Большой Васильковский и Большой Житомирской. Самым трагическим было разрушение доходного дома на ул. Львовской (теперь Артема, 14а) — пострадавших несколько дней искали под завалами. 

И все равно владельцев наемного жилья становилось все больше. Свои доходные дома возводили не только бизнесмены, купцы, но и архитекторы, инженеры, актеры, даже преподаватели университетов. Например, инженер Г. Позняков стал одним из самых богатых людей Киева именно благодаря доходным домам и меблированным комнатам, которые возводил из года в год на доходы от ранее построенных домов. 

Медіа

Прочитано 5805 разів