Сначала, надо определиться с объёмом работ, частотой использования и типом двигателя. Затем, чтобы техника служила долго, следует иметь и некоторое представление как о ней самой, так и об особенностях её обслуживания. И конечно, в самом начале, перед выбором модели неплохо ознакомиться с тем, что предлагает рынок.
Классификация цепных пил
Разновидностей цепных пил не так много. По способу питания — бензиновые, электрические и аккумуляторные.
Бензиновые могут делиться на «одноручные» (не очень большой класс) и «обычные».
Электрические делят по расположению электродвигателя на «продольные» и «поперечные».
Аккумуляторные модели могут различаться по расположению батареи и напряжению, но тут и делить их незачем — где на пиле находится батарея, на работу не сильно влияет.
Классифицировать пилы по известной схеме: «бытовые — профессиональные» не всегда корректно, особенно, если речь идёт о бензиновых. Деление по мощности тут не подходит.
Профессиональная техника — это та, которая нацелена на решение определённого круга задач. Обычно - узкого. Поэтому, и «валочная» пила с длиной шины сантиметров 50–70, и компактный одноручный «кронорез» с шиной вдвое меньшей вполне могут считаться профессиональными, каждый в своей области. С другой стороны, если взять обычную недорогую «среднюю» пилу из линейки производителя, «увеличить» её до размера «валочной», оставив в той же линейке, — не факт, что от этого она станет профессиональной, хотя для валочных работ и подойдёт. В «профи-технику» обычно добавлен и некоторый комплекс решений, направленных на адаптацию модели к конкретным условиям работы.
Многие производители предпочитают другую классификацию:
- «Хобби-класс», или бытовые модели — небольшие пилы, рассчитанные на нечастое использование.
- «Фермерские» — универсальные пилы средней мощности в основном для частных пользователей.
- «Профессиональные» — мощные (обычно свыше 3 л. с.) аппараты, адаптированные под широкий диапазон условий эксплуатации и возможность эффективной работы зимой.
Устройство цепных пил
Самые сложные в техническом плане и плане обслуживания — бензопилы, поэтому начнём с них. Чтобы не повторяться, отметим, что на любой пиле есть множество отдельных деталей и узлов. И общая стоимость зависит от вариантов исполнения. Разобраться, как запустить и обслуживать простую пилу, несложно.
Есть разновидности исполнений, которые улучшают и упрощают и работу, и обслуживание. Но, почти всегда то, что «лучше», и стоит дороже. Само собой, с ростом мощности и длины шины стоимость пил возрастает.
Двигатель
Ничего лучше двухтактного двигателя для бензопил не придумали, но у него есть и недостатки — необходимость использования смеси бензина с маслом и высокий уровень выброса вредных веществ в выхлопе. Впрочем, буквально в последнее десятилетие на пилы стали ставить «двухтактники» более сложной конструкции, которые позволяют «обойти» этот недостаток. Такие моторы работают устойчивее, значит, могут быть настроены на меньшую частоту холостого хода (заводить их тоже становится проще), полное сгорание обеспечивает снижение расхода топлива и возрастание мощности, причём речь идёт о десятках процентов. Или, другими словами, при той же мощности такие двигатели оказываются легче, что для бензопил существенно. Но стоят пилы с такими моторами дороже, а так как экологические ограничения у нас не настолько строги, время работы и расход бензина при бытовой эксплуатации мизерны, многие производители продолжают поставлять пилы с обычными двухтактными моторами.
Стартёр
Как правило, он обычный, вытяжного типа, с возвратной пружиной. Иногда, внутри него имеется ещё одна пружина, которая при вытягивании троса позволяет более равномерно распределить усилие: при возрастании она сжимается и помогает преодолеть сопротивление. В результате, «разогнать» двигатель до нужной для запуска скорости становится легче. На мощных пилах могут применять декомпрессор — клапан с кнопкой. Кнопку нажимают перед пуском, когда пила заводится, давление газов закрывает клапан. Другие технические решения для облегчения запуска встречаются редко. Также под крышкой стартёра находится маховик с крыльчаткой. Обычно большая часть воздуха от маховика направляется на обдув цилиндра, меньшая часть идёт к карбюратору. Крупные частицы пыли при вращении маховика отбрасываются им к стенкам камеры, затем они выдуваются потоком воздуха «через мотор». Канал для подачи воздуха к карбюратору располагают так, чтобы эти частицы в него не попадали. Это - первая ступень очистки воздуха.
Система питания
Основной её элемент — мембранный карбюратор, который при правильной эксплуатации почти не нуждается в регулировках. На карбюраторе располагают воздушный фильтр — вот его приходится снимать и чистить сравнительно часто, это как раз основная ступень очистки. Исполнение простое — пластиковая «коробочка» с вплавленными в неё сетками, иногда применяются фильтрующие элементы из нетканых материалов. Все фильтры — «многоразовые», допускают продувку и промывку.
Иногда, под верхней крышкой пилы, в перегородве между мотором и карбюратором, есть небольшая заслонка. Зимой её открывают — переставляют так, чтобы тёплый воздух от двигателя мог попадать к карбюратору. В «летнем» режиме, при температуре свыше 5 °C заслонку закрывают — карбюратору не нужен ни слишком холодный «зимний», ни чересчур горячий «летний» воздух..
На многих пилах ставят праймер (топливоподкачивающий насос). Выглядит он как резиновая «кнопка». Праймер используют перед запуском после длительного перерыва, чтобы подкачать топливо к карбюратору. В другое время он не нужен. Без него тоже можно, просто для подкачки придётся несколько лишних раз «дёрнуть стартёр».
Сцепление
Пильная цепь должна двигаться при включении «газа» и останавливаться на холостом ходу. Для этого и нужно сцепление: три (реже два) связанных пружинами кулачка, которые при увеличении оборотов расходятся и упираются в стенки барабана (корзины сцепления), связанного с ведущей звёздочкой. Конструктивно существуют две основные разновидности исполнения: если при снятой боковой крышке видна звёздочка — это «закрытое», или «внутреннее», сцепление, если корзина с кулачками — «наружное» («открытое»). Но на саму конструкцию сцепления это не влияет. При «закрытом» сцеплении проще ставить и менять цепь; при «открытом» — удобнее расположен центр тяжести, пилу меньше «разворачивает».
(Окончание следует)