Мы завершаем рассказ о классификации, устройстве и правилах работы с цепными пилами, начаты в предыдущем материале.
Элементы безопасности
Основной — это щиток тормоза, который на шарнире прикреплён к передней части пилы. В качестве самого тормоза выступает стальная лента, «оборачивающая» корзину сцепления. Если щиток сдвинут назад, тормоз отключён. При его перемещении вперёд лента зажимает корзину, блокируя тем самым её вращение.
Переместиться щиток может при соприкосновении с запястьем (обратном ударе), когда конец шины начинает неконтролируемо подниматься вверх. Но на многих пилах для срабатывания тормоза достаточно просто сильного рывка: щиток ещё не коснулся запястья, а тормоз уже сработал, цепь остановлена. Первый вариант — механический тормоз, он есть всегда, второй — инерционный, присутствует довольно часто.
Щиток крепится либо к боковой крышке пилы, либо к корпусу. Первый вариант характерен для «наружного» сцепления: механизм тормоза тоже монтируется в крышке. Второй вариант чаще применяют при «внутреннем», когда и лента убрана в корпус, хотя есть и исключения:.
Цепеуловитель
Это – небольшой уголок, располагающийся на корпусе под шиной. Может быть пластиковым или металлическим, у небольших пил бывает отлит совместно с крышкой. Его задача — затормозить цепь при её соскакивании с шины или обрыве. Также, если посмотреть на пилу сверху, можно заметить, что опорную часть задней рукоятки почти всегда делают несимметричной — «смещают» вбок так, чтобы она перекрывала плоскость шины. Смысл тот же — чтобы сорвавшаяся цепь не смогла «хлестнуть» по руке.
Зубчатый упор
Он есть на большинстве пил, находится почти всегда на корпусе, на небольшом расстоянии от шины. Обычно он стальной — эдакая «вилка». Упор защищает корпус пилы от ударов, если шина застрянет в пропиле и пилу «дёрнет» вперёд. Заодно с его помощью удобно распиливать крупные заготовки. На лёгких пилах упора может или не быть, или его роль выполняют зубцы, отлитые прямо на корпусе.
Также к элементам безопасности отнесём антивибрационную систему, отделяющую блок с двигателем от блока рукояток. Это чаще несколько пружин, резиновых амортизаторов или их комбинации.
Гарнитура
Гарнитура пилы - цепь, шина, по которой она перемещается, ведущая звёздочка. Почти всегда звёздочка выполнена вместе с барабаном сцепления, иногда (как правило, на мощных пилах) может быть сменной. Ведомая звёздочка вмонтирована в конец шины. Цепи различаются по длине, ширине хвостовика и шагу. Общее правило тут простое: чем крупнее звено цепи, тем выше производительность, но тем выше нужна мощность двигателя.
Система натяжения
Простой вариант — винт и гайка с «усиком», который входит в зацепление на отверстии шины. Неудобен он тем, что винт надо вращать отвёрткой, держа её параллельно шине. В более сложных разновидностях винт располагают перпендикулярно шине. Такой механизм чаще ставят в крышку, хотя могут «внедрить» и в корпус пилы.
Для крепления шины используют пару шпилек, ввёрнутых в корпус пилы. На них ставят шину и крышку, которые крепят одной или чаще двумя гайками. На пилах небольшого размера могут применять одну гайку — для них этого достаточно. А могут вообще обходиться без гаек, вернее, используя гайку¬«маховичок», которую затягивают руками. В этом случае цепи тоже натягивают без применения инструмента. Вариантов конструкций натяжителя много, некоторые показаны в рубрике «Крупный план» на следующих страницах.
Смазка
Для бензопилы нужно два вида масел, для электрической — один. В бачок для топлива льют смесь бензина с небольшим количеством специального «двухтактного» масла (1:40 или 1;50, рекомендации есть в инструкции и на этикетке ёмкости с маслом). Чистый бензин должен быть «свежим», по рекомендации производителей — не более месяца хранения. Смесь следует готовить перед работой, максимальный срок её хранения — неделя¬две.
К маслу для цепи требования не настолько строгие. Лучше всего использовать специальное, для цепей, оптимальное по вязкости. Разумеется, «отработку» лить запрещено. Самый разумный вариант тут — купить совместно с «моторным» и «цепное» масло, расходуется оно даже медленнее «моторного».
Многие пилы (прежде всего, высокой мощности) снабжены масляным насосом с возможностью регулировки производительности — полезный вариант: если приходится пилить твёрдое дерево, лучше увеличить расход, и наоборот.
Запуск
Обычное решение для бензопил — «раздельное управление»: справа от задней ручки стоит вытяжной рычаг воздушной заслонки, слева — тумблер или клавиша зажигания. Примерный принцип такой: при включённых тормозе и зажигании и закрытой воздушной заслонке несколько раз вытягивают стартёр, как только пила начнёт «чихать» — заслонку приоткрывают, со следующего рывка пила должна завестись, после чего заслонку открывают окончательно. Возможно, понадобится кратковременно нажать на «газ», чтобы перевести двигатель из режима «полугаза» в режим холостого хода. На более сложных конструкциях заслонка и зажигание управляются одним рычагом. Вообще тут стоит прочитать инструкцию — все варианты управления запуском на разных пилах перечислять слишком долго, бывают нюансы.
Электрические и аккумуляторные пилы
Преимуществ у электропил много: двигатель необслуживаемый, воздушного фильтра нет, бензин не требуется. Чтобы подготовить такие пилы к работе, достаточно только залить «цепное» масло, подвести удлинитель и поставить гарнитуру — но и это проще: почти всегда на таких пилах используются системы натяжения без инструмента. Их цена значительно ниже, чем бензиновых. Из «минусов» — только «привязанность» к розетке. В общем, это разные типы техники, для выходов удобнее бензиновая пила, для работ в саду годится и электрическая. Если эти работы приходится проводить часто — лучше иметь обе.
Аккумуляторные модели в последнее время начали предлагать многие производители. Но батареи высокой ёмкости стоят пока довольно дорого. Поэтому такие пилы обычно покупают, если уже есть (или планируется приобрести) несколько инструментов, использующих для питания одинаковые батареи. Например, туда может входить триммер, а то и мотокоса, кусторез, газонокосилка, воздуходувка, иногда — ещё какой-¬нибудь сравнительно редкий инструмент. Если «собрать коллекцию», то для их работы реально обойтись одним аккумулятором, тогда и затраты на него будут не настолько ощутимы.