Четвер, 24 вересня 2015 15:10

Административно-территориальная реформа в Украине как источник развития энергоэффективного малоэтажного жилищного домостроения

Автор
Оцініть матеріал!
(0 голосів)
Опыт человеческой цивилизации указывает на цикличность периодов упадка, роста или качественной трансформации определенных технологических и социальных укладов социума. Источниками соответствующих изменений является общественно-экономическое ре/эволюционирование и/или научно-технологичные прорывы. Такие изменения касаются как общества в целом, так и отдельных индивидуумов.

Примерами перевоплощений, которые качественно изменили старые общественные уклады, могут служить: Большая французская революция (1799г.), паровая машина Джеймса Ватта (1769г.), изобретение пеницилина (1928 г.), появление интернета и мобильной телефонной связи (массово с 1996 г.), 3D - принтеры в строительстве жилых и коммерческих сооружений (2014г.), и другие.

Каких общегосударственных изменений и качественных трансформаций жизни отельного человека в перспективе 2015-2035 гг., стоит ожидать от воплощения в Украине реформ, в частности Административно-территориальной? 

Ответ на эти вопросы лежит в плоскости как отдельно взятых аспектов украинского сообщества, так и общемировых глобальных тенденций. 

Безусловно, изменения социально-политической жизни современной Украины приведут к качественным перевоплощениям из феодально-социалистической модели общественной жизни и барачно-квартирных условий проживания отдельной семьи, к самостоятельности повседневной жизни территориальных общин с уважением к общегосударственным институциям, и массовому переселению наших соотечественников в жилье усадебного типа. В этом наше общество повтори практику западного, но со значительно меньшими сроками воплощения.

Сейчас есть несколько основных и около десятка катализационных аспектов начала общественно-экономических и личностных изменений в Украине. Детальнее остановимся на каждой из них:

1. Административно-территориальная реформа будет способствовать перераспределению финансовых ресурсов в пользу общин, сконцентрирует проживание людей в центрах таких общин, согласно Генеральным планам развития созданных территорий.

Значительное количество существующих сельских поселений, в пределах объединенных общин, прекратит свое существование. Миграция местного зарактера в пределах новых общин и между ними наберет постепенно-постоянный характер в течение ближайших 20 лет. Такая миграция будет присуща как 13-миллионному сельскому населению Украины (села, селища, малые города), так и жителям больших городов (развитие субурбанизированных территорий).

Период проведения Административно-территориальной реформы будет сопровождаться массовым малоэтажным домостроением, с преимущественно автономным инженерным обеспечением (локальное водоснабжение со скважин, современные многомагистральные автономные очистные сооружения, локальные электростанции малой мощности, и т.д.), социальной инфраструктуры и сферы услуг.

2. Рост цен на энергоносители и коммунальные услуги будет побуждать жителей многоквартирных домов – рудиментов советского периода, с безиммунитетной (хронически неизлечимой, не смотря на создание ОСББ) системой обслуживания, переселяться в индивидуальное жилье.

3. Изменение социальной структуры населения Украины, закрытие и перенесение за пределы городов старых предприятий, связанное с появлением рыночных отношений и демографическими изменениями, освободит значительное количество местного населения, которое станет основой развития сферы услуг, малого и среднего бизнеса. Качество жизни будет расти, в т.ч. за счет новых условий проживания в индивидуальном жилье.

4. Появление современных индивидуальных жилых домов как товарных единиц разных площадей и ценовых характеристик, с эксплуатационными характеристиками в 8-10 раз лучшими, и при этом в 4-6 раз более дешевыми, чем существующее квартирное жилье, будет способствовать развитию сетей продаж таких домов, и значительно упростит процедуру организации и управления строительством, регистрации прав покупателя на новостройку. Высокая ликвидность домов такого плана даст собственнику большую свободу выбора нового места проживания и повысит степень мобильности украинского общества в целом.

5. Новые органы местного самоуправления будут бороться за активный человеческий капитал, как источник наполнения местного бюджета с повышением уровня жизни, социально-экономическим развитием населенных пунктов.

6. Развитие фрилансерства и аутсорсинга позволит значительному количеству высокооплачиваемых специалистов работать на дому, сокращая накладные и транспортные расходы, что также повысит интерес к малоэтажному домостроению усадебного типа в Украине.

7. Льготы и зеленые тарифы от государства за строительство энергоэффективного жилья. В наибольшей мере такие льготы касаются индивидуального жилья, что будет стимулировать его массовое возведение.

8. Наличие в Украине современных индивидуальных домов мирового уровня как выставочных информационно-социальных проектов дает возможность для ознакомления значительного количества людей с новыми строительными технологиями и умением ими пользоваться.

9. Миграция жителей Крыма и востока Украины является значительным фактором увеличения объемов индивидуального строительства.

10. Появление кооперативных образований по малоэтажному строительству, с уменьшением накладных расходов и увеличением качества сооружений, набирает в Украине значительных размеров, и постепенно вытеснит долговременный и дорогой ремесленно-розничный формат сооружения индивидуального жилья усадебного типа.

11. Высокая рентабельность, скорость реализации и интегральная (пообъектная) защищенность вложенных средств, будет способствовать притоку заграничных инвестиций в малоэтажные жилые проекты Украины.

12. Быстрое уменьшение зависимости от газа, как основного источника отопления в малоэтажном формате жилого сектора, пропорционально с воплощением возобновляемых источников энергии является весомым фактором развития усадебного строительства.

Аргументация данных перспектив реформирования общества и развитие малоэтажного домостроения станет составляющей стратегических планов развития строительного сектора Украины и органов местного самоуправления.

Тенденция увеличения доли индивидуального жилья перед многоэтажным в общем объеме жилищного строительства в Украине, благодаря вышеприведенным факторам будет ускоряться (см. Табл. 1)

Демографическая составляющая домохозяйств Украины по состоянию на 2015 р. (см. Табл.2), будет определять площади домов (см.Табл.3).

Удельный вес всех энергозатрат и поступлений энергии от возобновляемых источников определяет общий баланс энергоэффективности здания (см. Табл.4). Расчеты такого баланса энергетических показателей должны учитываться на стадии разработки Рабочего Проекта дома. 

Количество жителей малоэтажных сооружения Европы, Японии и Северной Америки, которые уже прошли социально-индивидуальные трансформации, составляет 70%-90%.

Заинтересованными субъектами развития малоэтажного жилья в Украине являются органы местного самоуправления, Префекты – представители государства на местах, Застройщики, Проектные организации, инвестиционные и бизнесовые институции.

Поскольку диффузия социально-экономических процессов современного глобализованного мира только ускоряется, то Украине следует не только ожидать данных изменений, а начинать принимать в них активное участие.

 

Перегинец И.И., Глава правления общественной организации «Институт доступного жилья», Член-корреспондент Украинской Академии Наук, Кандидат технических наук

Савицкий Н.В., Проректор по научной работе «Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры», Доктор технических наук,  Профессор

Медіа

Прочитано 1568 разів Останнє редагування Неділя, 03 січня 2016 21:39

Член-корреспондент Украинской академии наук, кандидат технических наук