То, что российские войска отступили, не означает, что они отказались от своего намерения "захватить Киев за два дня", отмечают в Киевской городской государственной администрации. Город продолжает жить в условиях военного положения. На въездах в Киев и в самом городе продолжает функционировать разветвленная система блокпостов и бетонных ограждений, необходимых для обеспечения безопасности и борьбы с диверсионно-разведывательными группами.
Чтобы нормализовать движение заметно оживившегося в последнее время автотранспорта и уменьшить пробки в столице, большинство противотанковых ежей, которые были размещены на проезжих частях, переместили на обочину дорог. Кроме того, из-за того, что многие вернулись в Киев, также постепенно увеличивается число маршрутов общественного транспорта.
"В Украине сейчас опасно повсюду"
Несмотря на сохранение угрозы воздушных атак и призывы местных властей не спешить с возвращением в Киев, киевляне продолжают возвращаться домой. Среди них - менеджер одного из столичных предприятий Иван Леонов. Он вместе с беременной женой вернулся из Винницкой области, куда они уехали вскоре после масштабного российского вторжения.
Иван рассказал, что решил отвезти жену, когда российские войска уже подошли почти вплотную к Киеву - на расстояние, позволяющее вести артиллерийские обстрелы города.
"Одно дело, когда ракета когда-то может прилететь, а другое дело, когда они уже начали артиллерией накрывать окрестности Киева. Вероятность прилета была высокой", - объясняет он, добавив, что одновременно ему было очень трудно убедить жену уехать из города.
"У меня сложная ситуация - я ее долгое время уговаривал, чтобы уехать. Когда мы все же выехали, она тоже сначала рвалась назад, хотя, когда потом начались прилеты ракет (недалеко от места жительства в Киеве), то до нее дошло, что наверняка не зря уехали", - рассказывает он.
Однако после того, как украинская армия вынудила российские войска отступить за пределы Киевской области, Иван вместе с женой вернулись в Киев.
"Мы решили вернуться - сколько уже можно было там находиться. Меня это тоже уже все достало - все не свое, сидишь как на пороховой бочке. Тем более что здесь (в Киеве) уже стало относительно безопасно", - делится своими переживаниями Иван.
В то же время он отметил, что "сейчас в Украине опасно повсюду", но "куда денешься с подводной лодки". Он верит, что война скоро закончится, и украинцам нужно будет заново строить страну.
"Война стала данностью"
С ним согласен сотрудник одного из рекламных агентств Сергей Ничик, который после начала войны помог жене переправиться через границу и находился на Западной Украине.
"Возвращаться нужно потому, что война уже стала для нас данностью и от нее нигде не спрячешься. Сиди хоть на Западной Украине, хоть в Киеве или где угодно", - отмечает он.
В то же время Сергей признается, что "не сильно стремится" возвращаться в Киев из-за того, что боевые действия на подступах к столице Украины и в самом городе могут возобновиться.
"Мне кажется, что любой человек не хочет находиться там, где ему плохо, но жизнь продолжается, нужно жить дальше и что-то делать", - заметил он.
С одной стороны, нужно работать, чтобы были средства к существованию, с другой - необходимо делать что-то для страны, объясняет Сергей.
"Нужно быть полезным для страны, учитывая, что я не военный, я планирую помогать в гуманитарной сфере", - отметил он, добавив, что намерен записаться в добровольцы-спасатели для того, чтобы разбирать завалы в пригородах Киева.
"Я планирую приобщиться к этому делу", - подчеркнул Сергей.
Арт-директор одного из креативных агентств Александр Онацкий, вывезший семью на Западную Украину, тоже недавно вернулся в столицу. Александр отметил, что планирует активно подключиться к волонтерской работе.
"Здесь руки будут нужнее, чем на западе", - подчеркнул он.
"В Киеве я дома. Мне здесь лучше работается, дышится свободнее", - отметил Александр.
Он рассказал, что в настоящее время его агентство работает над информационной кампанией по популяризации среди европейской аудитории введения эмбарго на российские энергоносители.
"В нашем агентстве есть представительства в Европе. Они нам могут информационно помогать, и мы от себя делаем разнообразные креативы, которые идут дальше на Запад", - рассказал он.
"Быть полезным у себя в городе"
В свою очередь Артем Жердев, который в прошлом был финансистом и до начала войны овладевал новым для себя ИТ-направлением, тоже недавно вернулся из Западной Украины, чтобы "быть полезным у себя в городе".
Жена Артема Лилия родила дочь в середине марта, именно в то время на подступах к Киеву велись ожесточенные бои.
"Я поселил жену в роддоме больницы и потом ходил и спрашивал, что нужно сделать, как помочь, и таким образом "прибился" здесь на работу", - рассказывает он, добавив, что с началом войны многие работники клиники разбежались, и чтобы поддерживать ее функционирование требовались рабочие руки.
После рождения дочери и выписки из роддома он отвез жену с ребенком на Западную Украину, организовал там их проживание и затем вернулся в Киев.
"Я себе нашел другую работу - помогаю в клинике, но не только в ней. Если нужно - привожу ребятам из местной территориальной обороны воду, горючее", - рассказывает он.
Артем отмечает, что в Киеве жизнь постепенно восстанавливается, хотя в городе продолжает быть опасно.
"У меня лично нет уверенности, что есть полная защита, и ни одна ракета не прилетит в жилые дома", - говорит он.
Ссылаясь на разговоры с военными, Артем указывает, что пока рано возвращаться в Киев и пригород.
"Еще до Пасхи нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация на востоке. Местные военные говорят, что в городе и области на регулярной основе продолжают "ловить пачками" диверсантов. Этот процесс не прекращается", - добавил он.