Впервые, проект тоннеля для Агуа Негра был представлен в октябре 2016 года, тогда озвучили его общую длину 13,9 км, изначальная стоимость проекта 1,41 млрд долларов США. Сейчас говорят о 1,5 млрд, финансирование проекта осуществляет Межамериканский банк развития. Организация была создана в середине прошлого века для поддержки стран Латинской Америки.
На тендер подали заявки 23 компании со всего мира, среди которых китайский гигант CRS, объединившись в 10 консорциумов. Сбор заявок проходил весь 2017 год. Заказчиком выступит организация, специально созданная двумя странами, «Бинациональное объединение Агуа Негра Тоннель» (The Agua Negra Tunnel Binational Entity – Ebitan). В декабре 2016 года на своем официальном сайте банк опубликовал информацию о предоставлении начального займа 40 млн долларов США, необходимых для начала проекта.
Перевал Агуа Негра – один из транспортных каналов через Анды, горную систему, разделяющую Чили и Аргентину. Самая высокая точка перевала достигает отметки почти 5000 метров над уровнем моря, и это самый высоко расположенный перевал между двумя странами. Сейчас он не приспособлен для перевозки больших грузов. К тому же с мая по октябрь перевал закрывается из-за снега. Строительство тоннеля решит эту проблему. После завершения 72% дороги будут принадлежать Аргентине, 28% – Чили.
Предполагается строительство двух двуполостных параллельных тоннелей на высоте от 3620 до 4085 метров. Строительство тоннеля ускорит сообщение на 3 часа по сравнению с настоящим. Перевал Агуа Негра располагается почти посередине линии границы между двумя государствами – между провинцией Сан Хуан в Аргентине и Кокуимбо в Чили.