Это театр импровизации, который играет историю зрителей. Этот вид театра был основан в 1975 г. Джонатаном Фоксом и его женой Джо Салас. Они изучали классический театр, но также большую роль в возникновении этого жанра сыграли их поездки в южные страны в качестве волонтеров от Корпуса мира. Там они увидели племенные обычаи местных народов, где соплеменники вместе собираются вечером и рассказывают друг другу истории и играют их.
"Берем классический театр, добавляем племенные обычаи, а также элементы психодрамы и получаем плейбек-театр", - рассказывает в интервью русской службе "Радио ЛРТ" актриса театра "Вахтеры" Алиса Волкова.
Изначально его называли "театром соседей", так как актеры играли истории близлежащего окружения.
"Плейбек-театр - это не только искусство, но и некая социальная деятельность", - подмечает актриса.
Для плейбек-театра нужен ведущий, он называется кондактор. Это человек, который ведет мероприятие, представляет, опрашивает зрителей.
"Рассказать историю может кто угодно из пришедших, - говорит Алиса. - Также кондактор задает некую канву - форму, как ту или иную историю лучше сыграть, в каком виде и формате".
Актриса театра "Вахтеры" отмечает: "Какую-то историю лучше сыграть в форме "каплс", в которой у нас отыгрываются отношения двух человек, или это может быть человек и работа, или человек и велосипед. А другую историю лучше сыграть просто эмоциями. Для этого и существуют формы".
На этом вся предопределенность действа заканчивается. Дальше в игру вступает импровизация. На сцене актеры между собой никак не договариваются и не продумывают ничего заранее.
Еще в команде есть музыкант, который, играя музыку, тоже импровизирует. Обычно на сцене находятся четыре актера, а сам перформанс длится примерно час-полтора. За это время актеры успевают сыграть около семи историй.
"Таким образом, плейбек может выполнять функции просто искусства, при этом это может быть и тимбилдингом, а также использоваться в качестве способа решения конфликтов", - делится Алиса Волкова.
Как рассказывает актриса, можно устроить диалог между двумя конфликтующими сторонами или отыграть то, что давно болит, но что делать с этим чувством, уже совершенно не ясно.
Сюда команда театра приехала 18 февраля на десятидневные гастроли для того, чтобы показать этот уникальный формат Литве. После начала войны "Вахтеры" решили остаться и помогать своей стране отсюда.
"Мы поплакали немножко, скорее "множко", и в итоге сидим и думаем: у нас запланированы выступления на сегодня, завтра и через два дня. Единогласно мы решили, что будем играть. Ведь это было единственное понятное, что мы можем сейчас делать, - вспоминает Алиса. - Бездеятельность только разрушает, а плейбек-театр - это отличный инструмент для отрегулирования эмоций. Это наша миссия".
За полгода "Вахтеры" отыграли пятьдесят перформансов. Сейчас они больше направлены на украинцев, проживающих в Литве, и на их острые проблемы. Раньше сюжеты были более тематическими, например, Новый год или День святого Валентина.
Как рассказывает Алиса, труппа объехала уже практически всю Литву. Перфомансы "Вахтеров" посещают и украинцы, и литовцы, и поляки, и белорусы.
Выступления театра происходят за пожертвования, часть из которых команда отправляет в благотворительные фонды в Украину. И, как делится актриса, один из фондов на пожертвованные деньги даже смог купить дрон. Также Волкова добавляет, что такая система работы для них в новинку, ведь в Харькове они работали за фиксированную сумму.