Огромные потери российских войск под Бахмутом связывают как с тактикой россиян (штурмом занимались в основном заключенные, нанятые "ЧВК Вагнера", которых не щадя гнали на позиции противника), так и с эффективностью украинской аэроразведки. Она вовремя и фактически в режиме реального времени выявляла эти штурмовые группы и сообщала их местоположение артиллерии и минометчикам, которые наносили прицельные удары. Корреспондент "Настоящего времени" Борис Сачалко побывал в гостях у группы аэророзведчиков "Крылья Мадяра". Они находятся на самых передовых позициях возле Бахмута.
Украинский военный с позывным "Мадяр" - командир отдельной тактической группы аэроразведки и один из самых известных квадрокоптерщиков на передовой. Под его руководством работают несколько десятков пилотов дронов и сотни квадрокоптеров. Его "птицы" висят в небе над Бахмутом весь световой день. А видео с коптеров сам Мадяр часто выкладывает в телеграм-канал.
Современные технологии позволяют передавать изображение с дронов наводчикам в режиме реального времени. Прямо сейчас один из дронов засекает небольшую группу россиян, которые движутся в сторону украинских позиций.
"Вот, глазами определено, что штурмовая группа червей-интервентов совершает атаку на позиции ВСУ, - показывает Мадяр видео с одного из дронов. - Крадется, конспиратор хренов! Ну что, пора работать. Вон, смотри, первый прилет: бах!"
"Очень хорошо работаем! Подбили пулеметчика, эспэгэшника. Пять орков штурмового отряда, всем жопа. Все легли!" - комментируют удар разведчики.
Мадяр подтверждает, что украинские позиции под Бахмутом штурмуют именно "вагнеровцы".
"Главное количество личного состава, что стоит напротив Бахмута, - это частная армия "Вагнера", - говорит он. - Их последовательные однотипные действия позволяют нам методично, определяя их, их уничтожать, малыми группами по 10-12 человек. Единственное их преимущество - их на самом деле много".
После удара украинских военных по штурмовому отряду штурм захлебнулся: это тоже видно с коптера. Российские солдаты залегли в лесопосадке.
"Была отработка, надо посмотреть, какие дальнейшие действия. Где-то они залегли. Нужно сейчас их найти и допоразить", - всматриваются военные в экран.
Оператор дрона с позывным "Санта" говорит, что сейчас российские военные обычно идут на штурм несколькими малыми группами по 10-20 человек. Действуют они, по его словам, профессионально.
"Идут они красиво. Двоечками, двоечками. Залегли, отвлекли. Центр - фланг-фланг. Центр - фланг. То есть как в шахматы кто-то играет", - описывает их тактику Санта.
Скоро высматривать противника украинским военным может стать проще: украинские программисты разрабатывают для этого специальную программу.
"Это нейросеть, которую мы сейчас интенсивно наполняем для определения и идентификации личного состава и техники врага, которую глазами увидеть невозможно, - объясняют украинские разведчики. - Чтобы она могла распознать каску по форме, независимо от того, что она зеленая и в "зеленке", силуэт пулемета".
Пока этой нейросети нет, противника на экране разведчикам приходится искать глазами. У Санты это хорошо получается.
"Вон, вон идет, один живой. Вот, видишь, два?" - показывает он и сразу же передает картинку артиллеристам. Дальше российскую штурмовую группу просто добивают. Это - жестоко, но именно так выглядит война под Бахмутом.
Чуть позже в ситуативном центре подразделения Мадяр расскажет: на этом участке идут бои такой степени жестокости, что выгрызания даже сотни метров территории - уже праздник для обеих сторон.
"Вот вы читаете сухую сводку: "Враг имел некоторый успех". Вот это, чтобы вы понимали, это даже не РОП (ротно-опорный пункт), это ВОП (взводно-опорный пункт). Это 100 метров. 150 метров, - поясняет он. - Но учитывая близость боев к окраинам Бахмута, это существенно".
Квадрокоптер Санты во время одного боя все-таки подбивают. В этот же день "Птицы Мадяра" потеряют еще одну "птицу". Цена одной - более $2 тыс. Но деньги здесь никто уже не считает.
"Бахмут ежедневно атакуется врагом с целью его окружения. Россияне не могут его в лоб захватить, - рассказывают украинские военные. - Но сейчас мы четко понимаем, что это их главная цель, и они об этом говорили на днях - выйти до Нового года на позиции административных границ Донецкой области. Но вряд ли у них так просто это получится".