Буквально накануне нападения российской армии на украинском Youtube-канале опубликовали документальный фильм "Мир наизнанку" о добыче соли в Соледаре. Съемки прошли на глубине триста метров. Именно там добывают каменную соль уже почти полтора века. За это время под Соледаром прорыли почти двести километров тоннелей. В некоторых местах они настолько просторные, что под землей легко можно перемещаться на автомобиле. Высота тоннелей измеряется десятками метров, что хорошо видно на снимках фотографа "Радио Свобода" Эймоса Чапла, сделанных в 2019 г., когда предприятие еще работало, передает "Настоящее время".
Добычу соли остановили весной 2022 г., после начала полномасштабного вторжения России в Украину. До этого там работали почти три тысячи человек. Но в пещерах могут одновременно находиться гораздо больше людей. "Артемсоль" сосредоточена на территории 50-53 кв. км. Эти тоннели расположены под землей на глубине от ста до трехсот метров. Их протяженность почти в десять раз больше подземных коммуникаций на "Азовстали" в Мариуполе.
Главное преимущество тоннелей "Артемсоли" в том, что они находятся настолько глубоко, что никакая артиллерия достать их не в состоянии. Когда российская армия впервые вторглась на территорию Украины в 2014 г., а в Кремле еще отрицали участие регулярных войск в боях на Донбассе, Москва так и не смогла завладеть Соледаром. Вот что об этом семь лет назад говорил российский военный Игорь Гиркин, который летом 2014 г. называл себя министром обороны "ДНР" и военным комендантом Донецка, в одном из своих стримов: "Чтобы взять шахты в Соледаре, надо было сначала сбросить туда химическое оружие или еще что-нибудь".
В этом же видео Стрелков-Гиркин рассказывал о складах со стрелковым оружием, которым якобы были заполнены тоннели. А вот сообщения о перемещающихся под землей танках, о которых пишет пресс-служба Пригожина, выглядят сомнительно. Под землей тоннели, по крайней мере, те, информация о которых есть в открытых источниках, действительно, довольно просторные. Но входы в них чуть больше размера вагонетки.
Украинские военные и власти на разных уровнях утверждают, что особой стратегической ценности у Соледара, как и у Бахмута, - нет. Одна из основных задач ВСУ на этом участке - это истощение сил российской армии.