"В 2023-2025 гг. ожидается ввод в эксплуатацию около 160 тыс. кв. м новых складских площадей. Приблизительно 71% нового предложения будет представлено проектами, которые строятся под собственные нужды собственников. Таким образом, спекулятивный рынок ожидает всего около 40 тыс. кв. м новых площадей для аренды. Дополнительно на протяжении 2023-2025 гг. рынок ожидает восстановления почти 100 тыс. кв. м складских площадей, пострадавших от обстрелов в 2022 г.", - сказал он.
Цуркан напомнил, что война спровоцировала невиданный кризис в логистическом сегменте Украины и мира. Закрытие портов в Одессе привело к внедрению "цепей сухого снабжения" в связи с наземной и железнодорожной транспортировкой, что сместило спрос в западные области Украины. На фоне нового ситуативного спроса в таких областях, как Львовская и Закарпатская, где проходит основной маршрут для международных перевозок - трасса М-06, особенно остро возникла потребность в качественных складских площадях, передает "Интерфакс-Украина".
Тем не менее, столичному региону удалось сохранить статус основного логистического хаба, позволяющего транспортировать товары по всей Украине: на юг, на восток и на север. Сразу после деоккупации Киевской области компании начали возвращаться обратно в Киев. Среди арендаторов преобладали риэлторы (51%), логистические операторы и гуманитарные миссии (35%), а также фармкомпании (14%).
По информации ProfiDOM.com.ua, однако уничтожение почти 22% общего складского предложения в Киевском регионе ракетными попаданиями нанесло беспрецедентный ущерб рынку.
"Учитывая, что в последние годы дефицит свободных площадей ощущался особенно остро, снижение общего предложения складов в будущем будет продолжать оказывать давление на отложенный и послевоенный спрос. Арендная активность в первом квартале составила около 27 тыс. кв. м, что на 48% больше, чем за аналогичный период довоенного 2021 г.", - сказал Цуркан.
При этом, согласно исследованию CBRE, арендные ставки с начала года не изменились ($4,5-4,1/кв. м в месяц в А классе), а вакантность снизилась с 4% до 2%.
"Дефицит нового спекулятивного предложения, вероятно, сохранится в среднесрочной перспективе, поскольку неопределенность относительно продолжительности войны, дефицит строительных материалов и трудовая миграция влияют на долгосрочные решения девелоперов", - отметил Цуркан.