"Потом у меня были выходные, я должен был лететь в следующий рейс 26 февраля, - вспоминает он. - Но, естественно, после того, как началось, все небо закрыли. А мы остались на земле".
Таких, как Владислав, украинских пилотов "на земле" осталось примерно полторы тысячи человек.
"Мы находим выходы, мы не сидим просто так, это вообще не в наших правилах. Пилот всегда должен искать выход какой-то. Пилот не должен опускать руки", - говорит Петренко, который, кроме всего прочего, еще и глава Всеукраинского профсоюза пилотов.
По его словам, чтобы не потерять квалификацию, они договорились с организациями пилотов в других странах: он с коллегами сможет ездить за границу и там летать на тренажерах. Но такие тренировки все равно не заменят настоящего неба, передает "Настоящее время".
"Первыми вышли на нашу авиационную власть британцы и испанцы. И теперь у нас есть такой выход, - рассказывает летчик. - Мы боимся сглазить, но, надеюсь, к октябрю мы наладим подготовку наших пилотов на тренажерах, частично бесплатно: пилоту за свой счет нужно будет только добраться и оплатить гостиницу. Но самое главное - это тренажер, а он самый дорогой".
Владислав говорит, что власти Украины понимают проблемы летчиков и идут им навстречу. Для пилотов, в частности, сделали исключение: выпускают их из страны, несмотря на военное положение.
"Все прекрасно знают, что, как только настанет мир, в Украине нужны будут пилоты. А налоги пилоты платят большие, зарплата у нас немаленькая. Каждый пилот, я думаю, содержит двух учителей и двух врачей", - замечает Петренко.
Хотя Владислав всю жизнь летал на гражданских судах, его навыки в теории могли бы пригодиться для полетов и на боевой или военно-транспортной авиации. Но, по его словам, в военкомате ему отказали: боевых самолетов у Украины намного меньше, чем людей, которые обучены на них летать.
"Мы, когда приходили в военкомат, говорили: у меня специальность военно-транспортная авиация. Нам говорят - нет, - рассказывает Петренко. - Дело в том, что каждый год Украина выпускает приблизительно 50 военных летчиков, и с 2014 г. это получается приблизительно 400 летчиков. Это молодые парни, с хорошим зрением, с хорошей реакцией, которые умеют летать на военных самолетах. Но у нас просто нет этих 400 самолетов!"
Владислав говорит, что переучиться из гражданских летчиков на военного тяжело, в том числе психологически.
"Если сравнить курсанта летного военного училища и курсанта гражданского, то курсанту гражданского училища на протяжении четырех лет вбивают в голову, что главное - это безопасность полета, - объясняет он. - А военному курсанту вбивают на протяжении четырех лет, что главное - выполнить поставленную задачу".
Владислав говорит, что понимает: до конца войны в небо он вряд ли поднимется. Но оптимизм не теряет и готов ждать. Единственное, к чему он пока никак не может привыкнуть - это к тишине Бориспольского аэропорта. Раньше над его домом постоянно был слышен гул самолетов, которые заходили на посадку, а в последние месяцы тут - тишина.
"Непривычна тишина. Ну и скучаешь, конечно. Хочется в небо поднять голову, увидеть что-то там", - признается пилот.