Вівторок, 04 жовтня 2022 18:00

Киевский кинофестиваль "Молодость" пройдет в Гамбурге

"Молодость" - старейший кинофестиваль в Украине. С 1970 г. он неизменно проходит в Киеве, последние 6 лет - в конце мая. Специализация "Молодости" - дебютное кино. Фильмы состязаются за гран-при "Скифский олень", есть отдельно международный и национальный конкурсы.

В 2022 г. из-за полномасштабного вторжения России в Украину организаторы Гамбургского кинофестиваля пригласили "Молодость" со своим собственным жюри на Filmfest Hamburg. Фестиваль открылся 29 сентября.
"Молодость" представит в городе - побратиме Киева свой национальный конкурс, который впервые будет включать также полнометражные фильмы. Директор Filmfest Hamburg Альберт Видершпиль подчеркнул: "Для нас было более чем очевидно пригласить наших украинских друзей в Гамбург и поддержать их. Для нас это - о солидарности и большей видимости украинской кинематографической культуры. Мы с нетерпением ждем новые украинские фильмы и оживленные обсуждения с участием наших зрителей и киноиндустрии".
Национальный конкурс "Молодости" составят 12 коротких и семь полных метров. Все полнометражные участники - дебютные фильмы.
"Настоящее время" рассказывает о наиболее интересных участниках. "Памфир", режиссер - Дмитрий Сухолиткий-Собчук.
События "Памфира" разворачиваются на западе Украины, на границе с Румынией, в канун традиционного карнавала Красной Маланки, о котором Сухолиткий-Собчук уже снимал документальный фильм. Бывший контрабандист Памфир (Александр Яцентюк) возвращается домой после длительной отлучки с твердым намерением навсегда покончить с незаконным бизнесом. Однако когда его сын устраивает поджог в молитвенном доме протестантской общины, чтобы удержать отца дома, герой вынужден вспомнить былые навыки.
Наиболее сильные стороны фильма - это его визуальная составляющая и работа Яцентюка. Сухолиткий-Собчук передает будни и праздники закарпатской глубинки в живописно насыщенных кадрах. В этих завораживающих декорациях Яцентюк-Памфир предстает как былинный хозяин этих мест, воин-хранитель с силой медведя и добрым нравом.
Пожалуй, "Памфир" - первое в украинском кино столь убедительное соединение фольклорной фактуры с сумрачностью нуара. "Снайпер. Белый Ворон", режиссер - Марьян Бушан.
Хиппи-математик Николай Вороненко покупает участок земли под Горловкой в Донецкой области, устраивает там жилище, безыскусно названное "Нора", и переселяется туда со своей беременной женой Настей. Пара чудаков сводит к минимуму контакты с цивилизацией. Выкладывают из белых камней "пацифик" перед своей берлогой, купаются в ванне под открытым небом, ездят на велосипедах и совершенно счастливы.
Идиллию разрушает война. Боевики убивают Настю и сжигают "Нору". Николай вступает снайпером в добробат. Сослуживцы поначалу подтрунивают над ним, но, совершенствуясь в своем смертельном ремесле, он добивается уважения. В основу военной драмы Марьяна Бушана легли реальные события.
Заметно, что авторы фильма отчасти вдохновлялись картиной Жана-Жака Анно "Враг у ворот": ведя свою войну, Николай тоже в конце концов вступает в противостояние с вражеским суперснайпером. Запущенный в прокат в День независимости Украины, 24 августа, "Белый ворон" стал одним из главных кинособытий лета. "Дом "Слово". Бесконечный роман", режиссер - Тарас Томенко.
1927 г. Советская Украина. По приказу Сталина в Харькове построено кооперативное здание "Слово", куда в роскошные, по тогдашним меркам, апартаменты, заселили ведущих украинских писателей и поэтов. Советская власть проводила таким образом эксперимент, конечным результатом которого должно было стать появление невиданного ранее типа писателя, пишущего в самой передовой на планете стилистике социалистического реализма.
Впрочем, ничем хорошим проект не закончился. К концу 1930-х гг. большинство обитателей "Слова" было расстреляно, кто-то покончил с собой. Жертвы были столь велики, что этот период в истории украинского искусства назвали "Расстрелянным Возрождением".
Режиссер фильма Тарас Томенко проделал огромную архивную работу. Найденные материалы сначала легли в основу документального фильма "Дом "Слово"". В "Бесконечном романе" есть вымышленные персонажи и драматические преувеличения, но в целом фильм опирается на реальную историческую канву. Среди его героев - центральные фигуры украинской культуры тех лет: прозаики Николай Хвылевой и Майк Йогансен, актрисы Наталья Ужвий и Валентина Чистякова, театральный реформатор Лесь Курбас, поэт-футурист Михайль Семенко. Одну из ролей сыграл американский панк-рокер Евгений Гудзь. "Видение бабочки", режиссер - Максим Наконечный.
Украинскую аэроразведчицу, оператора дронов Лилю выбросило взрывом из автомобиля. Оглушенную, ее подобрали пророссийские боевики. В плену Лилю пытали и насиловали. Повествование начинается с момента возвращения женщины из плена. Жизнь на свободе становится новым испытанием. Как теперь общаться с родными и сослуживцами? Как избавиться от навязчивых воспоминаний о пережитом кошмаре? Что делать с беременностью?
Режиссер-дебютант Максим Наконечный комбинирует разные типы оптики - объективная камера, телерепортаж, собственно съемка с дрона - чтобы передать мятущееся, травмированное сознание героини. Второй сценаристкой выступила режиссер Ирина Цилык, получившая приз "Сандэнса" за неигровую драму "Земля голубая, словно апельсин". Среди актерского состава - драматург и режиссер Наталья Ворожбит, актер и волонтер Мирослав Гай, реальные врачи и военные, в том числе те, кто пережил плен. Главную роль исполняет Рита Бурковская (дебютировала в "Парфеноне" литовского режиссера Мантаса Кведаравичюса, убитого в Мариуполе в конце марта).
Собственно, фильм строится во многом на игре Бурковской: она работает сдержанно, очень убедительно передавая молчаливое напряжение, растущее внутри героини, постоянное существование Лили на грани срыва. На сегодня "Видение бабочки" - едва ли не первая игровая картина, пристально исследующая травмы, переживаемые бывшими пленными.

Медіа

Прочитано 314 разів