- Было ли для вас неожиданным объявленное Россией рождественское "перемирие"?
- Тот факт, что Путин сделает что-то подобное, не было неожиданностью. Но что впечатляет, так это то, что все отвергли это предложение. Европейский союз, НАТО и другие страны, поддерживающие Украину, назвали заявление Путина лицемерием.
- Как можно охарактеризовать нынешнее состояние войны, можно ли ее назвать позиционной войной в окопах?
- Украина достигла необратимого импульса. Я не вижу никакой возможности для победы России. РФ делает все возможное, чтобы каким-то образом переломить этот момент, используя неподготовленных солдат в качестве пушечного мяса, чтобы одолеть защитников Украины; использует беспилотники и крылатые ракеты против гражданских целей, чтобы уменьшить способность Украины вести войну; наносит удары по электросети, необходимой для промышленности и железнодорожного сообщения, чтобы заставить украинцев бежать и тем самым оказать давление на западноевропейские столицы. Это их единственная стратегия, и она не сработает.
Думаю, к концу августа мы увидим освобождение Крыма. Если западные страны продолжат поддерживать Украину, то она сможет победить и достичь своих стратегических целей.
- США объявили о поставках Украине 50 БМП Bradley, Германия также готова предоставить ЗРК Patriot. О помощи Украине заявила и Франция. Является ли это достаточной помощью для крупного наступления или это лишь капля в море?
- Я бы не назвал каплей в море 50 БМП Bradley, а также MX10, 24 чешских гаубицы и БМП Marder, которых хватит для оснащения украинского батальона. Эти решения нужно было принять еще несколько месяцев назад.
Я не могу говорить за украинский Генштаб, поскольку не знаю их планов, да и не должен знать. Скорее всего, в течение следующих нескольких месяцев ВСУ будут использовать все, что у них есть, для нападения на российскую логистику и штабы военного командования с применением оружия дальнего действия, пытаясь при этом изолировать Крым, поскольку Крым имеет решающее значение для победы в войне. При этом должна быть сформирована бронетанковая дивизия, использующая как полученную от противника технику, так и вспомогательные системы, то есть батальон, оснащенный БМП Bradley, батальон, оснащенный БМП Marder, и батальон, оснащенный МХ10, а также части с комбинированными возможностями вооружения - артиллерия, инженеры, пехота, - что может стать очень мощной силой для прорыва затянувшейся обороны России.
Генштаб ВСУ может использовать время для создания такого потенциала. Учитывая время года, погоду и условия российских войск, это было бы хорошим началом следующего решающего этапа - освобождение Крыма. Предполагаю, что освобождение будет включать атаку в направлении Мариуполя, чтобы разорвать сухопутную связь между Ростовом и Крымом, изолировать российские силы в южном регионе.
- Появление у ВСУ новой техники также означает, что для их поддержки и обслуживания необходима логистика. Улучшилась ли она?
- У ВСУ, действительно, много разных гаубиц, машин и другой техники, требующей определенного обслуживания. Я предполагаю, что Генштаб ВСУ работает над решением этой проблемы. По всей Украине созданы сервисные центры с запчастями и обученными механиками, которые могут работать с машинами Oshkosh, BAE или General Dynamics. Это гораздо эффективнее, чем отправлять гаубицы на ремонт в Германию, Словакию или Польшу.
Логистика важна, но не менее важно и обучение. Стоит отметить, что украинские солдаты очень быстро обучаются использованию новых технологий. Ни в одной другой стране я еще не встречал солдат, которые были бы настолько гибкими во внедрении новых технологий. Что бы они ни получили, они очень быстро начинают это использовать.
Я хотел бы, чтобы Запад, особенно США, Великобритания, Германия и Франция, предоставляющие такие системы, как Patriot, Bradley, Marder, HIMARS, а также, возможно, F-16, Leo и Abrams, проводили бы обучение до принятия политического решения.
Радует, что администрация США решила поставить Украине ЗРК Patriot, однако пройдет от 10 до 12 недель, прежде чем мы увидим запуск первой такой ракеты. Обучение нужно начать уже сейчас, до принятия политических решений и рассмотрения США вопроса о поставках Украине танков Abrams.
- Что можно сказать о боевых действиях на Бахмутском направлении? Будут ли ВСУ с наступлением холодов проводить там наступление или останутся в обороне?
- Я не считаю Бахмут каким-то важным местом, которое могло бы решить исход войны. Похоже, что глава группы наемников Вагнера Пригожин просто пытается использовать украинские природные ресурсы вокруг Бахмута в своей финансовой выгоде. Он без проблем бросает на фронт необученных солдат, зная, что многие из них погибнут или будут ранены. Это не похоже на операцию, скоординированную с российским генштабом. Судя по всему, Пригожин не подчиняется приказам министра обороны Шойгу или начальника Генштаба Герасимова.
ВСУ продолжат оборонять Бахмут, чтобы избежать каких-либо положительных сигналов или новостей с российской стороны.
- Какие уроки из этой войны может извлечь НАТО, особенно страны Балтии?
- Во-первых, Эстония, Латвия и Литва увеличивают инвестиции в оборону и проводят совместные учения с боевыми группами НАТО (eFP). Например, британская боевая группа интегрирована в состав эстонской бригады, а немецкая боевая группа объединена с литовской бригадой "Железный волк".
Мы знаем, что для России законными военными целями являются объекты, относящиеся к гражданской инфраструктуре. РФ использует ракеты против жилых домов и электростанций. Можно предположить, что гражданские объекты в Эстонии, Латвии и Литве также могут быть атакованы российскими войсками. Это означает, что противовоздушная и противоракетная оборона должна включать больше, чем просто защиту аэродромов, портов и объектов критической инфраструктуры. То есть балтийские союзники должны тесно сотрудничать с альянсом, а также с Финляндией и Швецией, чтобы шире думать о противовоздушной обороне.
Страны Балтии также должны иметь возможность захватывать дроны и сбивать их крылатыми ракетами. Поэтому необходима комбинация различных возможностей. Это не означает, что в Эстонии должны быть SeaRAM, Patriot, NASAMS и другие системы, потому что это неосуществимо или невозможно. Однако важно организовать возможности, интегрированные в систему противовоздушной и противоракетной обороны. Министерство обороны Эстонии должно требовать от НАТО проведения учений по интегрированной противовоздушной и противоракетной обороне. Такие учения уже давно не проводились.
Нам всем также нужно оценить, производство каких боеприпасов мы могли бы ускорить. Мы пытаемся сделать это в США, но это очень сложно и требует времени. Часть боеприпасов уже могла бы быть размещена в странах Балтии.
Последняя рекомендация - более широкая общественная готовность. Это так же важно, как современное оружие.
- Если Украина выиграет, то Россия будет преисполнена разочарования, злости и жажды мести, и может напасть на страны Балтии. Готов ли Запад к злой и мстительной России?
- Я думаю, что сейчас мы подготовлены лучше, чем когда-либо ранее. Североатлантический альянс имеет большие возможности и находится в режиме повышенной готовности. Хотя некоторые вопросы все еще не решены: например, недостаточная ПВО, проблемы с военной мобильностью, нехватка боеприпасов.
Риск, конечно, есть, но после того, как Украина одержит победу, Россия вряд ли захочет вступить в бой с НАТО. Не могу сказать, будет ли совершено нападение на Эстонию или нет, но лучший способ избежать этого - показать, что мы к этому готовы.
- Объявят ли в России новую волну мобилизации? В сентябре 2022 г. вы сказали, что к концу года Украина вернет себе Крым - почему этого не произошло?
- Если быть точным, то в сентябре 2022 г. я говорил о том, что к концу 2022 г. Украина может вернуться на границы 23 февраля. ВСУ продвинулись не так далеко, как я надеялся. Отчасти причина заключалась в проведенной Россией частичной мобилизации - на войну было отправлено несколько сотен тысяч солдат. Несмотря на недостаточное обучение и плохое оснащение, это все равно имело массовый эффект. Как сказал мой украинский друг, 100 тыс. необученных солдат - это все равно 100 тыс. солдат. Масса затормозила украинское наступление.
Думаю, что Россия объявит вторую волну мобилизации, вопрос в том, будет ли она успешной. Конечно, они могут набрать резервистов из разных мест, но есть ли у них логистика, казармы, инструкторы, оборудование и оружие? Я очень в этом сомневаюсь. Не думаю, что новая волна мобилизации сможет изменить нынешнее состояние или исход войны. У Генштаба ВСУ, конечно, свои расчеты. Чем быстрее украинцы вернут Крым, тем быстрее мобилизация утратит свою актуальность.
- То есть это не долгая и затяжная война, как утверждают некоторые политики?
- Если Запад останется единодушным в своей поддержке Украины и Украине удастся вернуть Крым, то война, действительно, не будет длиться долго.