Проект разработан в рамках соглашения об ассоциации с ЕС во исполнение требований директивы Совета Европейских сообществ 91/271/ЕЭС «Об очистке городских сточных вод» (1991). Законопроект, по замыслу авторов:
- Закладывает государственные приоритеты в этой сфере.
- Разграничивает ответственность между центральной и местными властями.
- Определяет хозяйственную деятельность в сфере водоотведения.
- Приближает стандарты к европейским.
- Гарантирует мониторинг и контроль выполнения норм.
- Вводит штраф за самовольное подключение к канализации до 1700 грн.
- Штраф на должностных лиц за несоблюдение стандартов и правил эксплуатации систем водоотвода до 510 грн.
«В первую очередь, этот закон должен определить на законодательном уровне правила игры в этом вопросе. А также, - обеспечить комплексное решение проблемы сбора и утилизации сточных вод, ведь во многих городах возникла проблема дисбаланса этой системы. Мы загрязняем природу. Люди, можно сказать, ходят сами под себя и загрязняют тот водоем, из которого потом пьют. Этот закон – нормативно-правовой документ высшего уровня. Мы не расписываем в нем детали, но указываем, что именно необходимо сделать при подготовке документов второго и третьего уровня», говорит директор Научно-исследовательского и конструкторско-технологического института городского хозяйства Валерий Кравченко, участвовавший в разработке концепции этого документа.
Первым делом, проект ставит целью трансформировать саму систему очистки. Если сейчас стоки попадают на централизованные очистные, где проходят стандартную обработку, то в будущем сброс в канализацию должен соответствовать определенному стандарту. Например, стоки промышленных предприятий не должны быть грязнее отходов, которые поступают в систему от населения. Их, как минимум, придется предварительно очистить от тяжелых металлов.
Будут вводиться и европейские нормативы по сбросам для населения. Если сегодня пищевые отходы сбрасываются в мусорные пакеты и контейнеры, которые вывозят на городские свалки, то в будущем власти намереваются приучить украинцев к европейской практике переработки таких отходов в домашних условиях и последующему сбросу в канализацию в подготовленном виде (с применением измельчителей).
«В результате, пропадет запах на городских свалках и во дворах домов, который, как раз, и происходит от пищевых отходов. Сама же органика легко перерабатывается, превращаясь в осадок сточных вод, который в дальнейшем утилизируется. Нормативы второго и третьего уровня должны, с одной стороны, решить узкую, конкретную часть проблемы, с другой, – предложить наиболее оптимальные пути решения этих задач», – рассказал UBR.ua директор НИИ.
Но главной особенностью законопроекта является то, что он впервые поднимает проблему нецентрализованного водоотведения, которая сегодня вообще не урегулирована никаким нормативным актом. По оценке НИИ, 40% населения сегодня фактически сбрасывают все отходы и нечистоты в местные реки и озера, 80% из которых являются частью бассейна Днепра, снабжающий питьевой водой едва ли не всю Украину. По сути, украинцы травят друг друга.
«У нас иногда ненадлежащее водоотведение в одном из городов приводит к проблемам водоснабжения другого города, ниже по течению небольших рек. В результате сбросов из централизованной канализации, некачественной очистки таких вод, загрязнения из выгребных ям, такой город получает воду намного худшего качества, и ему нужны дополнительные очистные сооружения для обеспечения питьевой водой потребителей», – говорит аналитик Ассоциации городов Украины Олег Гарник.
Эксперты бьют тревогу. Засилье выгребных ям стало проблемой для всей страны. Только 10% процентов их содержимого вывозится ассенизаторами на сливные станции. Все остальное — выбрасывается в соседние леса или ливневки, откуда попадает в озера и подземные реки. Концепция, краеугольным камнем которой является законопроект, закладывает жесткие нормативы для септиков и домашних уличных туалетов.
«Согласно ГСН, выгребная яма должна быть забетонирована и быть не больше 1 кубометра, но сейчас никто этому не следует. Можно высчитать, сколько воды в среднем в сутки потребляет человек, и количество стоков, которые сливные станции должны принять. В Киеве таких станций пять, но принимают они всего 10% нечистот. Куда деваются остальные жидкие отходы? Часто ассенизаторы вывозят содержимое выгребных ям в соседний лесок. Есть и случаи, когда к централизованной канализации не подключены новые многоэтажки», – рассказывает начальник информационного управления «Киевводоканала» Виктория Яковлева.
Законопроект прямо не предусматривает каких-либо мер прямого воздействия – их после принятия закона будут утверждать Кабмин и власти на местах. Однако, уверяют эксперты, нет никаких сомнений, что украинцев обяжут соблюдать предписанные нормы содержания уличных туалетов: устанавливать гидроизоляцию в выгребные ямы и начнут контролировать деятельность ассенизаторов.
В законопроекте не указана сумма, которая потребуется на осуществление этих масштабных перемен. Прогнозируются, лишь, затраты субъектов хозяйственной деятельности на бумагу при перезаключении договоров в сумме около 0,5 млрд грн. Однако, эксперты полагают, что это слишком заниженная оценка.
«Просто, на восстановление всей отрасли требуется порядка 40 млрд грн.: на водоснабжение - 40% затрат, на водоотведение — 60%. То есть, только на проведение канализации в районы, где такой инфраструктуры сейчас нет, требуется не менее 25 млрд грн.», - уточняет Виктория Яковлева.
Относительно невелики и штрафы за нарушения экологических норм, однако, эксперты обнадеживают: государство по крайней мере увидело проблему, которую ранее не замечало. И в случае принятия законопроекта, изменения неизбежно последуют.