Вівторок, 21 жовтня 2014 16:45

Нужна ли нам революция в жилищно-коммунальной сфере

В Верховной Раде «завис» законопроект правительства «О жилищно-коммунальных услугах». Как и следовало ожидать, большинству населения страны ничего оптимистического, этот законопроект не несет.

Один из «приятных» моментов, по мнению редакции ProfiDom.com.ua, заключается в следующем.

Общеизвестно, что инженерные сети в масштабах все страны находятся в ужасном состоянии. На их «латание» уходит огромное количество финансов, сотни миллионов гривен нужны для капитального восстановления сетей. И, при этом, законопроект отнимает полномочия у поставщиков коммунальных услуг (водоснабжение, канализация и т.п.) по осуществлению контроля за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир и помещений.

Это, с позволения сказать, «нововведение», видимо, сулит всем нам создание «специализированных» и никому неподконтрольных компаний по ремонту инженерных сетей. Даже объяснять не нужно, что это будет, в итоге.

Сам Минрегион уже «не хочет» разрабатывать научно обоснованные нормативы затрат и потерь ресурсов при производстве, транспортировке и поставке жилищно-коммунальных услуг.

(Значит, будут брать нормы и тарифы «с потолка» - ред ProfiDom.com.ua)

В то же время, проект закона ужесточил требования к неуплате стоимости коммунальных услуг в период временного отсутствия потребителя или членов его семьи. Сейчас никаких ограничений времени отсутствия в законе нет. Разработчики проекта предложили установить порог в 30 дней. Услуги можно будет не оплачивать, только, если вы отсутствуете дольше.

(Нет тебя дома 29 дней – все равно плати -ред ProfiDom.com.ua)

Никакой государственной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг и принципов госрегулирования цен и тарифов на ЖКУ не будет.

(Каждый поставщик услуг будет решать сам, что, когда, куда и по каким ценам поставлять коммунальные услуги - ред ProfiDom.com.ua)

Еще одно нововведение: ЖЭКов не будет, будут Управители.

В разделе проекта закона «Особенности предоставления отдельных жилищно-коммунальных услуг» много нового – вводятся так называемые Управители, и, кроме того, Облгосадминистрации наделяются правом устанавливать предельный размер затрат на управление домом.

В проекте можно выделить четыре ключевых нововведения:

- вместо трех услуг по содержанию домов и придомовых территорий, по управлению домами и по ремонту помещений, домов и сооружений, вводится одна жилищная услуга - управление домом;

- монопольным правом на предоставление жилищной услуги наделяются Управители. В плане формирования тарифов проект перед ними открывает безграничные возможности: наделяет правом устанавливать свободные цены. Как следствие, о балансодержателях разработчики не вспомнили.

- проект устанавливает порядок применения коммерческого учета, суть которого сводится к правилу «двух счетчиков»: жителям многоквартирных домов придется платить не только за свою квартиру, но и за «тот подъезд». Учитываться коммунальные услуги будут на домовом узле коммерческого учета.

- проект меняет условия оплаты жилищно-коммунальных услуг: вводит порядок начисления пени.

Пеня для всех и каждого

Под требование проекта об уплате пени при «счастливом» стечении обстоятельств может попасть любой житель многоквартирного дома. Разработчики предложили взимать пеню с неплательщиков «автоматом» после 20 числа месяца, следующего за отчетным. А исполнителям дали право уведомлять потребителей об изменении тарифов задним числом, в течение 10 дней после изменения. Таким образом, пеню будут снимать с законопослушных граждан. Например, находящихся в командировке или в больнице, несвоевременно получивших квитанцию об оплате или бюджетные выплаты, оплативших услуги до получения уведомления об изменении тарифов и т. п.

Нужно сказать, что парламентские юристы считают, что менять тарифы задним числом нельзя, и взимать пеню рекомендуют не ранее чем с 28 числа третьего месяца после отчетного, а граждан, которым несвоевременно выплачивается зарплата и социальные выплаты  от уплаты пени освободить.

Аналогичная ситуация с Управителями. Проект наделяет их правом установления цен (по сути квартплаты) «по собственному хотению» с первого дня действия нового закона. При этом жители домов лишены права на выбор управителей. В проекте закона прописано, что назначать их будут местные власти.

(Кто это такие будут и какова будет их квалификация, можно только догадываться - ред ProfiDom.com.ua)

Более или менее сносным нам кажется попытка расширить права потребителей и оформление их претензий на качество жилищно-коммунальных услуг, их непредставление или предоставление не в полном объеме.

(Вот, сейчас в Киев, в большинстве домов, куда «вернули» горячую воду, она идет почти прохладная, а ЖЭК считает ее горячей - ред ProfiDom.com.ua)

В проекте прописано правило «два плюс два». На вызов потребителя о составлении акта-претензии управитель или исполнитель должны будут прибыть в течение двух дней (сейчас четкий срок законом не установлен). В случае их неявки или отказа от подписания претензии, можно будет пригласить двух соседей и попросить их подписать претензию. А саму претензию направить коммунальщикам по почте. Для реагирования на обращения проект отводит управителям и исполнителям тоже два дня.

Эксперты рекомендуют сократить двухдневный срок прибытия коммунальщиков до 24 часов, а при отсутствии услуг теплоснабжения в отопительный период — до 2 часов. В целом проект выписан не столько с позиции жителей квартир и домов, сколько с позиций управителей и исполнителей, и предложенные разработчиками сроки это явный законодательный прогресс. При условии, что о простых жителях вспомнят при доработке проекта.

В общем, как говориться – хотели, как лучше – получилось, как всегда

Медіа

Прочитано 393 разів