Однако у специалистов возникли вопросы относительно критериев, по которым жилкомплексы будут включаться в перечень долгостроев, и опасения, что список таких объектов выйдет далеко не исчерпывающим.
Для покупателей квартир большинства ЖК, где сильно задерживается ввод в эксплуатацию, включение дома в "черный список" действительно может приблизить разрешение жилищного вопроса. Вместе с тем есть и небольшие шансы, что в перечень могут попасть небезнадежные объекты, но подпадающие под критерии долгостроя, в итоге их инвесторы могут начать массовую перепродажу квартир, а цена квадратного метра там несколько упадет.
Согласно порядку, в перечень долгостроев должны быть включены объекты, соответствующие четырем нижеуказанным критериям. Важно, что объект должен одновременно характеризоваться всеми этими критериями:
- финансирование строительства осуществлялось с использованием средств физических и юридических лиц - то есть за деньги покупателей, в том числе через Фонд финансирования строительства;
- объект строительства не был принят в эксплуатацию спустя два года от запланированной даты, указанной в проектной документации или в договоре, в соответствие с которым привлечены средства физических и/или юридических лиц;
- на объекте на протяжении двух лет не ведутся строительные работы;
- объект соответствует классу последствий (ответственности) CC2 и СС3, то есть должен иметь как минимум 5 этажей. В то же время объекты классов СС1 (до 4 этажей включительно) в перечень не войдут.
Составление перечня возложено на областные государственные администрации - о начале его формирования они должны оповестить граждан на своих официальных сайтах. Информацию для формирования списка могут подавать как раз граждане - физ- и юрлица.
Оформлять списки будут до 15 апреля 2022 г., а до 15 мая 2022 г. их разместят на сайтах и отправят в Министерство развития общин и территорий (Минрегион). Ведомство, в свою очередь, должно опубликовать на своей официальной интернет-странице обобщенный перечень украинских долгостроев.
На каждый из домов в перечне должно быть заведено дело, включающее, при наличии, информацию о техническом состоянии объекта, количестве проживающих людей, данные о заказчике, причину приостановки строительства и т. д. - всего 17 пунктов. Очевидно, что сам по себе список недостроев не приблизит их к вводу в эксплуатацию и не решит проблемы инвесторов.
Но все же смысл в создании перечня объектов незавершенного строительства есть, заявил UBR юрист компании Dream Dim Юрий Брикайло, объясняя, что тот состоит в систематизации домов по проблематике и определении, насколько сложно устранить причину не ввода в эксплуатацию.
К примеру, указывает юрист, если сдача ЖК задерживается только по причине отсутствия отведения под него земельного участка, то это вполне решаемая проблема. На основании данных перечня можно объединить все ЖК, имеющие этот и другие некритические изъяны, по группам, и передать сведения местным властям, которые комплексно решат их вопрос.
"Полагаю, что 30-50% всех объектов незавершенного строительства можно достроить относительно просто, без сбора дополнительных средств инвесторов. Там могут быть лишь какие-то легкоразрешимые бюрократические препятствия, технические вопросы", - считает Брикайло.
По его мнению, еще в 25% случаях могут понадобиться более серьезные меры - поиск новой компании для завершения строительства или источников дофинансирования. И только около 10% долгостроев требуют индивидуального подхода и даже радикальных решений - вплоть до сноса здания.
Всего же Брикайло оценивает количество проблемных недостроев на территории Украины в более чем 1 тыс. объектов.
Местные власти смогут изучить материалы и "придумать, что делать с долгостроями", выразила надежду депутат от "Слуги народа" Елена Шуляк, являющаяся замглавы комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.
Самим же порядком формирования перечня предусмотрено только то, что его материалы, включая данные в делах каждого из объектов, сможет использовать Межведомственная рабочая группа по вопросам содействия обманутым инвесторам.
В целом определение, какие объекты в Украине являются недостроями, закладывает фундамент для решения этой проблемы, согласился президент Ассоциации специалистов по недвижимости (риэлторов) Украины (АСНУ) Юрий Пита. Глава АСНУ считает ключевым критерием, определяющим долгострой, не просрочку ввода в эксплуатацию, а отсутствие строительных работ в течение последних двух лет.
"Ведь на данный момент большинство новостроек сдается с ощутимой задержкой: в основном, от трех месяцев до одного года. К сожалению, до сих пор нет возможности отмониторить все "задержки" на рынке, так как сами застройщики стараются об этом не упоминать. Это очень бьет по их имиджу", - объяснил Пита.
Однако, по мнению Юрия Брикайло, число критериев, по которым можно определить долгострой, значительно больше четырех пунктов. Юрист вспомнил, что еще в позапрошлом году власти прорабатывали вопрос, как определять проблемный объект недвижимости, и тогда "стало понятно, что это не четыре, пять или десять пунктов, а целый комплекс". Согласно же критериям в утвержденном порядке, предполагает он, не будет признана долгостроями значительная часть объектов, являющихся таковыми, но на которые нет полного списка документов, в том числе, касательно ввода в эксплуатацию, или подтверждающих принадлежность объекта к классам СС2 и СС3.
"Долгострои есть разных типов. Первый - когда начинали строить с документами, а потом забросили. И второй, когда изначально дом строился без документов", - указал эксперт.
Само по себе выведение за рамки перечня долгостроев объектов класса СС1, имеющих до четырех этажей включительно, исключит из списка множество ЖК в пригородной зоне крупных городов, высказал мнение основатель проекта Monitor. Estate Владимир Копоть.
Впрочем, по словам Брикайло, в числе долгостроев также есть примеры объектов, которые предусматривали реконструкцию индивидуального дома на два этажа и по документам имеют разрешение на класс СС1, но фактически на момент возникновения трудностей со строительством здание уже имеет "все 13 этажей". Соответственно, такие случаи также не попадут в перечень. Эта схема, между тем, возникла и была достаточно распространенной в 2014-2016 гг., говорит Брикайло.
Наконец, часть недобросовестных застройщиков может воспользоваться пунктом, требующим от кандидата на попадание в черный список, чтобы на нем не проводилось никаких строительных работ в течение последних двух лет.
"У нас довольно большой список того, что подразумевается под строительными работами. Грубо говоря, можно "крутиться" вокруг площадки, проводить минимальные работы в соответствии с государственными нормами, поддерживая факт строительства. Но при этом в действительности дом не будет возводиться. Таким образом, в перечень такие объекты не попадут", - указал Брикайло.
В результате из-за этих факторов и требования, чтобы они имели место на объекте одновременно, из всех существующих в Украине проблемных долгостроев в перечень попадет в лучшем случае 200 объектов, то есть 20%, считает юрист Dream Dim. Основная цель инициативы - создать срез долгостроев, причин возникновения задержек и общую картину проблемы - будет провалена, делает вывод эксперт. Тогда как даже у недобросовестных застройщиков есть возможность избежать попадания в перечень, у небезнадежных объектов остается лишь минимальный шанс быть включенными в список неблагонадежных. Однако эта вероятность не нулевая. В таком случае негативные последствия могут возникнуть и у инвесторов, и у застройщика. Репутация последнего будет испорчена, что снизит продажи не только в конкретном долгострое, но и в других жилкомплексах.
По информации ProfiDOM.com.ua, в результате уровень продаж компании может упасть, что также уменьшит финансирование строительства и попавшего в список дома. Незначительно может снизиться стоимость квадратного метра в официально признанном долгострое - как показывает практика, находятся покупатели и в явно проблемных ЖК, поясняет Брикайло.
Тем не менее, включение дома в данный перечень может вызвать панику у инвесторов, а вследствие этого - массовую перепродажу ими купленных квартир.