Субота, 02 квітня 2016 16:45

Как «похоронили» Стену Памяти на Байковом кладбище Киева

Многим знакома необычная архитектура киевского крематория на Байковом кладбище, однако не все знают, что дополнением к нему должна была стать стена печали ― скульптурная работа двух художников...

Эта история началась в 1967 году. Талантливые художники-монументалисты Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко получили предложение принять участие в проекте по художественному оформлению крематория на Байковом кладбище. Взялись не сразу, ведь тема, согласитесь, не простая. Да и само слово «крематорий» совершенно противоположно творчеству, которое даёт жизнь. Художники предложили создать мемориально-обрядовый комплекс. Горсовет Киева обязался выделить 120 тыс. рублей на цветную роспись предложенных рельефов, а также назвать комплекс вокруг крематория «Парком Памяти».

Мемориально-обрядовый комплекс «Парк памяти» был задуман как единый ансамбль архитектуры, скульптуры и живописи. Он включал в себя целый комплекс сооружений: крематорий, административный корпус, колумбарий, парковую зону, огромное водное зеркало, Стену Памяти.

Тринадцать лет продолжались работы над воплощением в жизнь Стены Памяти ― горельефа длиной 213 м, высотой от 4 до 14 м. Тандем авторов Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко в летнюю жару и зимние морозы руками гнули арматуру, создавая форму рельефов, добиваясь пластичности и выразительности форм. Монументально-декоративное панно состояло из скульптурных композиций: Цветущий сад, Дождь, Радуга, Весна, Любовь, Материнство, Творчество и других. Рельефы отражались в искусственном озере. По замыслу авторов горельеф нужно было покрыть цветной глазурью.

Стена Памяти воспринималась по-разному, и каждый искал в ней что-то своё, волнующее. Павел Загребельный увидел в ней предков и героев фресок Киевских соборов. О. А. Швидковский, доктор исторических наук, отозвался о Стене Памяти как о художественном рассказе о жизни ― жизни поколений и жизни поколения, которое пережило войну и одержало Победу. В. Л. Скуратовский назвал проект синтезом авторского осмысления темы с народным восприятием смерти. Рельефы Стены Памяти напоминали известному историку и искусствоведу скульптуры скифских курганов. «Они, будто древние архетипы, касаются чего-то сокровенного в душе и побуждают приобщиться к тайне человеческого бытия». В одном из интервью Владимир Мельниченко говорил, что фактически они строили храм, воплощая в образах скульптур традиции захоронений предков, увиденных в путешествиях по украинским сëлам.

Этот титанический замысел руками Рыбачук и Мельниченко воплотился в жизнь. В декабре 1981 года скульптуры были готовы, оставалось только покрыть их глазурью. Однако со стороны власти обрушилась лава отторжения ― в том же месяце специально созданная комиссия вынесла вердикт: монументально-декоративное панно по художественной выразительности признать неприемлемым, а идейно-тематической направленности — чуждым принципам социалистического реализма.

Украинская интеллигенция выступила в защиту Стены Памяти ― во властные структуры полетели письма поэта Николая Бажана, авиаконструктора Олега Антонова, хирурга Николая Амосова.

Ровно через год, в 1982-м, власти приказали забетонировать незаконченную Стену Памяти. По словам Валентина Ежова, главного архитектора Киева, с 1981 по 1987 гг., они сделали это, «испугавшись доносов о какой-то художественной крамоле». «Народ против этой стены» ― вспоминал В. Ежов слова первого секретаря горкома партии Ю. Н. Ельниченко.

Возможно, Стена Памяти не вписывалась в рамки партийной культуры, была слишком вольнодумной и дикой для коммунистического строя, не усеяна советской символикой. Была дана команда разработать специальную опалубку, и в марте скульптуры начали уничтожать.

За три месяца на почти готовый горельеф было вылито 300 машин цементного раствора. Тринадцатилетняя работа художников до сих похоронена возле крематория. Трагично, что делали это те же рабочие, которые и строили этот комплекс. Так, тогдашняя власть идеологически перевоспитывала инакомыслящих. Авторам же, были закрыты двери госзаказов. Власть быстро забыла, как монументалисты Ада Рыбачук и Владимир Мельниченко оформили Центральный автовокзал, Дворец детей и юношества на площади Славы, что оформленный ими Дворец пионеров получил Государственную премию СССР.

Глухо молчат о бетонной стене на Байковом кладбище и президенты независимой Украины.

Вот так заканчивается эта история: памятью, стеной и невозможностью эту стену разбить. Возможно, подобно Стене Памяти и наша жизнь: под гнетом кризисов, политических вакханалий и неблагоприятного времени для искусства — превратится в каменную глыбу, далекую от вдохновенных поисков и творческих взлётов.

Медіа

Прочитано 4134 разів