Оформление Собора. Живопись. В.М. Васнецов. Предверие Рая

Оцініть матеріал!
(0 голосів)

У райских врат стоят три главных Архангела небесной иерархии (по Дионисию Ареопагиту) - Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Они занимают центр картины на фоне радужного света, из которого выступают абрисы ангельских фигур и их белые крылья.

Ветхозаветные праведники и христианские святые разных веков и народов со всех концов мира стекаются к райским вратам. Они уже в преддверии рая, еще мгновение - и души их потонут в океане неизреченного блаженства. Райский свет озаряет их лица и тут мы должны опять подивиться тому разнообразию и богатству оттенков, с каким Васнецов рисует их общий экстаз предвкушения блаженства.

Направо от центральной группы Архангелов мы видим разбойника, согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю - исполнился. На его распухшем от крестных страданий лице, носящем отпечаток многих преступлений - такой сильный порыв раскаявшейся души, такое детское умиление, что это безобразное лицо кажется прекрасным.

Неподалеку другие великие грешницы, ставшие праведницами Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, где последний раз отражается ужас воспоминаний о прежних грехах. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись  головой  к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Над разбойником - Адам, седой старик, и Ева, полная страстной сосредоточенной думой -  долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен, - но, сколько было мук, сколько грехов, какой трудный путь!

Адама держит за руку Ангел. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей - Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

Дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. Ниже их у начала левой половины фриза (считая от группы Ангелов) равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов. Бесплотные духи незнающие страданий, благоговейно несут Великомученицу. На руке ее, бессильно опущенной на колени, блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом. В глазах ее нет радости - она слишком измучена и не имеет сил радоваться.

Но в этом исполненном неземной прелести лице можно прочесть то высшее, ничего уже не желающее удовлетворение, какое дается великими страданиями. Несколько выше этой группы другая великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее также поддерживает Ангел. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

 

У райских врат стоят три главных Архангела небесной иерархии (по Дионисию Ареопагиту) - Архистратиг Михаил, Гавриил и Рафаил. Они занимают центр картины на фоне радужного света, из которого выступают абрисы ангельских фигур и их белые крылья.

Ветхозаветные праведники и христианские святые разных веков и народов со всех концов мира стекаются к райским вратам. Они уже в преддверии рая, еще мгновение - и души их потонут в океане неизреченного блаженства. Райский свет озаряет их лица и тут мы должны опять подивиться тому разнообразию и богатству оттенков, с каким Васнецов рисует их общий экстаз предвкушения блаженства.

Направо от центральной группы Архангелов мы видим разбойника, согбенного под тяжестью креста. Вера, которую он исповедал на этом кресте, спасла его; обет Христа: ныне будешь со мною в раю - исполнился. На его распухшем от крестных страданий лице, носящем отпечаток многих преступлений - такой сильный порыв раскаявшейся души, такое детское умиление, что это безобразное лицо кажется прекрасным.

Неподалеку другие великие грешницы, ставшие праведницами Мария Магдалина в темном покрывале на полуобнаженных плечах, с разметавшимися роскошными волосами, которыми она некогда отерла ноги Спасителя, со взглядом, где последний раз отражается ужас воспоминаний о прежних грехах. Возле этого молодого, прекрасного лица старое, изборожденное морщинами лицо Марии Египетской и длинные космы седых волос, которые 47 лет заменяли ей в пустыне одежду. Прижавшись  головой  к Марии Магдалине, она не то ободряет ее, не то делится с ней какой-то поразившей ее мыслью.

Над разбойником - Адам, седой старик, и Ева, полная страстной сосредоточенной думой -  долгая трагедия человечества, начавшаяся с ее грехопадения, теперь пришла к концу, потерянный рай возвращен, - но, сколько было мук, сколько грехов, какой трудный путь!

Адама держит за руку Ангел. С ними их сын, благочестивый Авель, в виде нежного женственного отрока с восторженно простертыми руками.

Дальше трогательная группа мученицы св. Софии и ее трех дочерей - Веры, Надежды и Любви. Ангел указывает им на рай. София, спокойная, с твердой и кроткой верой в лице, смотрит на райские врата. Но дочери ее, как бы испуганные земными мучениями, боязливо жмутся к ней. Прелестное личико прильнувшей к ее плечу темноволосой девочки измучено и печально. Самая младшая с роскошными белокурыми кудрями спрятала головку на груди у матери.

Дальше, прямо против центральной группы Ангелов торжественно шествуют в зеленоватых ассирийских одеждах три отрока, чудесно спасшиеся в пещи огненной. Ниже их у начала левой половины фриза (считая от группы Ангелов) равноапостольный Владимир с крестом и жена его Анна. Под ними смуглые восточные лица пяти мудрых дев, у которых хватило елею, что бы дождаться Жениха. Над Владимиром и Анной их сыновья мученики Борис и Глеб, и св. Алексий.

Дальше дивной красоты группа св. Екатерины и поддерживающих ее Ангелов. Бесплотные духи незнающие страданий, благоговейно несут Великомученицу. На руке ее, бессильно опущенной на колени, блестит обручальное кольцо, символ обручения ее с Небесным Женихом. В глазах ее нет радости - она слишком измучена и не имеет сил радоваться.

Но в этом исполненном неземной прелести лице можно прочесть то высшее, ничего уже не желающее удовлетворение, какое дается великими страданиями. Несколько выше этой группы другая великомученица Варвара, прижимающая к себе тот меч, которым ей отсекли голову. Ее также поддерживает Ангел. За этими главными фигурами целый сонм праведников и праведниц с радостными лицами, с пальмовыми ветвями, сливающийся в один светлый венец. Таков сюжет этой знаменитой картины, прославившейся как смелостью концепций, так и вдохновенным исполнением.

 

Медіа

Прочитано 3740 разів