ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Неділя, 08 квітня 2018 10:20

Архитектура, дизайн и отделка Киевского Владимирского Собора

Крещение Киевской Руси, принятие христианства по Византийскому обряду, автоматически повлекло за собой и принятие византийской церковной архитектуры. Владимирский собор - главный храм Украинской православной церкви - был сооружен в качестве памятника великому князю киевскому Владимиру Святославовичу.

Благодаря этому, архитектура наших первых храмов была подражательная - она во всём следовала византийскому стилю, но не непосредственно, а через подражание постройкам Херсонеса Таврического, где крестился св. Владимир и где уже в IV в. христианской эры были христианские храмы.

Снаружи собор окрашен в два тона - темно-коричневые полосы тяг и лепных украшений благоприятно выделяются на светло-желтом поле стен. Над главным входом его помещен мозаичный образ св. Владимира, над южным - такой же образ св. Ольги, над северным - Александра Невского. Все три образа сделаны в мозаичной мастерской А. А. Фролова - в Петербурге. На главном входе в собор навешены массивные двери из оксидированной бронзы с эмалевыми украшениями, с резьбой, с ажурными набивками, сделанные на известной московской фабрике А. М. Постникова.

Двери двухстворчатые, с полукруглой ажурной аркой. В середине дверей помещен золоченный шестиконечный крест, идущий от порога до дуги арки. Вправо от креста помещено рельефное литое из бронзы изображение св. Ольги в великокняжеском уборе, с благоговейно сложенными на груди руками, влево от креста такое же изображение св. Владимира.

Владимирский Собор в Киеве

В левой руке св. князь держит опущенный меч, а правая молитвенно сложена на груди. Обе фигуры, сделанные красиво и отчетливо, помещены на голубом эмалированном поле, что придает их очертаниям особую рельефность. Эмалью разных цветов украшен крест и все резные части дверей. Фигуры св. Ольги и Владимира матовые, остальные части дверей прекрасно полированные. Двери весят около 200 пудов, фигура Ольги - 13 пуд., фигура Владимира - 15 пуд.

Двери сделаны по проекту профессора А. В. Прахова. Модель фигуры св. Ольги сделана Бахом, модель фигуры св. Владимира - Залеманом. За массивными наружными дверьми имеются еще деревянные, ведущие из притвора непосредственно в храм, с набивными украшениями из оксидированной бронзы, изготовленными также на фабрике Постникова, и с разноцветными стеклами, сделанными на петербургской фабрике Эрленбаха.

На северном и южном входах навешены также массивные двери, более скромного рисунка, из оксидированной бронзы, работы Постникова, а за ними следуют такие же деревянные двери, как и в главном притворе. Внутри Владимирский собор состоит из трех «наосов» (кораблей), из которых средний почти вдвое больше боковых. В среднем помещается главный алтарь, в северном, за алтарной преградой, жертвенник, в южном - диаконник.

Боковые наосы разделяются на две части хорами, которые идут также у западной стены главного наоса. На хорах - два придела, южный - во имя св. Ольги, северный - во имя Бориса и Глеба. «В распределении масс и пролетов внутри храма», говорить там же г. Г. Б.: «невольно поражает вышина арочных пролетов - солидная тяга по хорам мало ослабляет это впечатление. Размещенные в два яруса сравнительно широкие боковые арки, под хорами и над ними, неприятно контрастируют с вытянутыми арками среднего нефа.

Особенно заметно это несоответствие во втором ярусе на хорах, где пяты арок еще более понижены, чем над хорами. При значительной вышине среднего нефа, небольшой главный барабан с куполом не производит должного эффекта и мало освещает внутренность храма. По той же причине не чувствуется в нём простоты, а о грандиозности и художественности целого не может быть и речи». Вот что, по беспристрастному отзыву специалиста, представляет собою в архитектурном отношении собор св. Владимира.

Но при тех превратностях, которые пережило здание собора, благодаря несчастной идее покойного Беретти, оно и не могло представить собою ничего замечательного, как памятник зодчества. Крупное значение Владимирского собора в его художественном отделе. Когда работы по сооружению соборного здания близились к концу, Киевское церковно-археологическое общество подняло вопрос о внутренней отделке храма.

(Продолжение следует)

Прочитано 1990 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: