ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 09 квітня 2018 16:20

Архитектура, дизайн и отделка Киевского Владимирского Собора. Часть 2.

Собор, который строили двадцать лет, сегодня является главным храмом Киевского партриархата. Место для собора определил император Александр ІІ, выбрав его на пустыре, на пересечении Бибиковского бульвара (сегодня бульвар Шевченко) и Фундуклеевской улицей (сегодня улица Богдана Хмельницкого). Естественно, что явилась мысль - отделать храм внутри в том же византийском стиле, в каком он построен.

Решено было отделывать собор в византийском стиле, с изяществом и благолепием, так как собор этот, по замечанию церковно-археологического общества, является не киевским местным памятником, а всероссийским памятником просветителю Руси. Одним из членов общества выработан был проект внутренней отделки храма, но Министерство Внутренних Дел не приняло этого проекта и поручило составление чертежей профессору А. В. Прахову.

По плану профессора А. В. Прахова, при его ближайшем участии и под его наблюдением произведены работы по внутренней отделке собора, которые начались в 1885 г. и закончились накануне освящения собора. Для живописных работ в соборе приглашены были художник В. М. Васнецов, ныне профессор живописи, художники П. А. Сведомский, В. А. Котарбинский, В. М. Нестеров.

Позже к ним присоединились Н. К. Пимоненко и А. С. Мамонтов, которым, впрочем, принадлежит незначительная часть художественных работ. Прежде чем говорить о работах каждого из этих художников, необходимо напомнить, для выяснения характера этих работ, что в христианской иконографии различают два стиля, или две школы - итальянскую (западную) и византийскую (восточную).

Главное различие их состоит в том, что первая по преимуществу заботилась о формах изображения, вторая старается передать идею духовности и святости изображаемая лица. Итальянская отличается правильностью рисунка, глубоким изучением анатомии человеческого тела, правильным размещением света и теней, соблюдением колорита, знанием перспективы, но по стремлению к резкой эффектности не совсем пригодна для изображения святых лиц, в которых должны проявляться простота и смирение.

Византийская иконопись уступает западной в указанных отношениях, в ней не всегда соблюдаются правильность рисунка, искусство драпировки в одеждах, здесь слабо знание анатомии человеческого тела, мало знания перспективы, но эти недостатки наряду с чрезвычайной тщательностью отделки, искупаются соблюдением единства священных изображений, умением соблюсти дух благочестия и уважения к святыне, выразить смирение и простоту святых, их отчуждение от мирской жизни.

Благодаря всему этому, греческая иконопись имеет характер по преимуществу духовный, преисполненный величавой простоты и глубокого чувства смирения, делающий ее наиболее соответствующей целям употребления икон. Кажется, не будет ошибкой сказать, что В. М. Васнецов является представителем византийской школы, конечно, в самой последней стадии её развития, соединяя с прекрасным рисунком глубокое религиозное чувство. Но если считать г. Васнецова представителем византийской школы, то необходимо признать, что в его лице эта школа достигла наивысшего развития.

Другим представителем византийской школы среди художников, работавших во Владимирском соборе, является М. В. Нестеров, но он в то же время является и представителем новейшего символизма. Гг. Сведомский и Котарбинский, по характеру своих картин, должны быть причислены к представителям итальянской школы, конечно, также в новейшей стадии её развития. Их картины поражают яркостью и блеском красок, особенно у г. Котарбинского, тщательностью работы, но они не так сильно трогают религиозное чувство.

Прочитано 2294 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: