ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Понеділок, 28 березня 2016 09:20

Как в Полтаве на колокольне собора пытались установить памятник Сталину

Оцініть матеріал!
(0 голосів)
Лев Семенович Вайнгорт 34 года был главным архитектором Полтавы, почти 10 лет преподавал в строительном институте, создал Гоголевский музей-заповедник и стал его первым директором. Его воспоминания – настоящая историческая энциклопедия «провинциальной архитектуры».

Сегодня – рассказ Л.С.Вайнгорта о том, как в Полтаве, чуть было, не соорудили памятник Сталину прямо на колокольне Успенского собора.

«По всей стране отгремели залпы салютов и ликования в связи с Великой Победой в Отечественной войне. У полтавских руководителей возникла идея соорудить памятник Победы... Соответствующее задание выдал мне и моему коллеге - архитектору Н.Е. Онищенко председатель горисполкома С. И. Бондаренко. Он был лаконичен:

- Памятник установить на Красной площади на месте существующей колокольни бывшего Успенского собора. Если сможете, используйте колокольню, как пьедестал. На нем установим конную скульптуру Сталина.

Увидев наши удивленные лица, мэр обосновал идею:

- Ведь, в гражданскую войну он вместе с Буденным руководил Красной Армией. Так что можно на коне.

Мои сомнения по поводу отсутствия ассигнований и постановления правительства Бондаренко отметил сходу: - Действуйте, товарищ Вайнгорт, организуйте разработку проекта, привлекайте всех, кого необходимо.

Но, тут не выдержал коллега Онищенко: - Никого не надо привлекать! Я сам берусь за неделю разработать эскизное предложение памятника.

Его можно было понять. Такой заказ... Мечта архитектора! Надо отдать должное таланту импульсивного увлекающегося Николая Ефимовича: через пять дней он уже показал мне прекрасно выполненную перспективу задуманного монумента.

Задание было выполнено буквально: предусматривалось убрать верхний ярус колокольни, а остальную часть забетонировать изнутри, превратив в пирамидальный пьедестал, на котором была бы установлена скульптурная композиция Сталина, сидящего на могучем коне.

Мои осторожные замечания о несоразмерности фигуры и постамента и сомнения в целесообразности разрушения колокольни Онищенко и слушать не хотел. Его, что называется, несло. А более резко выступить против памятника Сталину в то время...

Создалась безвыходная ситуация: осталось два дня до назначенного срока предоставления проекта, а Николай Ефимович меня не слушает, отказывается что-либо переделывать. Альтернативы нет, а будешь возражать против памятника - голову снимут.

Пришлось показывать проект без изменений. Он был одобрен руководством, однако, дальнейшую разработку и реализацию оттеснили текущие проблемы: приближалась зима в разрушенном городе было нечем топить. Тут, как раз, приехал корреспондент «Правды Украины» и председатель горсовета решил похвастаться проектом монумента:

- Подобно Святому Владимиру в Киеве будет стоять наш вождь в Полтаве. А когда построим фуникулер вниз, на Подол, представляете, какой будет эффект?! Каждого приезжающего в наш город будет встречать конная статуя Сталина!

Корреспондент городского голову выслушал молча, только поблагодарил за показанный проект.

Прошла сессия горсовета, а вскоре вместо официального отчета о ней в «Правде Украины» появился хлесткий фельетон о полтавских фантазерах - председателе горсовета и обо мне - чудаках, занимающихся маниловскими проектами, в то время когда на носу зима и город нечем топить. Впрочем, конкретно о памятнике в фельетоне не говорилось и фамилия Сталина не называлась.

После фельетона мне было приказано прекратить дальнейшую разработку памятника: - Отложим до лучших времен, - вздохнул председатель.

Так, колокольня была спасена от уничтожения».

Прим. ред. – Обратите внимание:  памятник самому Сталину не установили, потому, что нужны были деньги на отопление города. В первую очередь, нужно было думать о людях, а не о памятниках. И никого за это не расстреляли и не упрятали в лагеря.

 

Александр Москаленко, главный редактор украинского он-лайн журнала о строительстве ProfiDom.com.ua

 

 

Прочитано 1789 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: