В ходе реализации проекта строительства железнодорожных подходов к Керченскому мосту со стороны Крымского полуострова возникла проблема с грунтами, которые используются для строительства земляного полотна.
Проект разрабатывала питерская компания ЗАО «Ленпромтранспроект» по заказу ФГУП «Крымская железная дорога», однако документ был «некачественно подготовлен».
В результате, Росжелдор обратился к генподрядчику ООО «Стройгазмонтаж» с предложением внести корректировку в проект. Максимальная стоимость этих работ может составить 2,9 миллиарда рублей.
В «Ленпромтранспроект» утверждают, что вина лежит на субподрядчике ООО «Крымсетьэнергопроект», поскольку, подчеркнули в компании, подрядчик получил положительное заключение Главгосэкспертизы в июне 2016 года.
Представители представителей ЗАО «Ленпромтранспроект» утверждают, что «все работы выполнены качественно, о чём свидетельствуют положительные заключения как по техническому и ценовому аудиту, так и по технической и сметной части проекта».
По словам гендиректора компании Ростислава Шкурко, инженерные изыскания по геологии на железнодорожном и автомобильном переходах выполнял субподрядчик ООО «Крымсетьэнергопроект». На основании полученных материалов бурения и лабораторных испытаний были разработаны проектные решения и время строительства в соответствии с проектом.
При начале строительства, поясняет Шкурко, по результатам контрольного бурения оказалось, что фактические свойства грунта отличаются от материалов изысканий, выполненных ООО «Крымсетьэнергопроект» и использованных для проектирования. Грунт частично непригоден для возведения насыпи, его можно использовать путём стабилизации, на что требуется дополнительное время, отметил он.
«Учитывая важность объекта, социальную значимость и сроки строительства, было принято решение заменить грунт, что требует не менее 500 миллионов рублей»,— сказал Ростислав Шкурко, добавив, что в Крыму сейчас нет стройматериалов и решается вопрос, откуда привозить грунт.
«В рамках исполнения гарантийных обязательств „Ленпромтранспроект” обратился в Росжелдор в мае и получил разрешение повторно произвести геологические исследования за собственный счёт. Сегодня повторно сделана геология, проведены все исследования, и должна состояться повторная Главгосэкпертиза в ближайшее время»,— отмечает гендиректор «Ленпромтранспроекта»
По его словам, Росжелдор, ФГУП «Крымская железная дорога» и «Ленпромтранспроект» подали материалы в Генпрокуратуру. Также компания подала иск в суд на ООО «Крымсетьэнергопроект».
Технический вопрос
В ООО «Крымсетьэнергопроект» говорят, что проводили инженерные изыскания и получили на них положительное заключение Главгосэкспертизы.
«У нас было нормально всё выполнено, сейчас вопрос находится на рассмотрении в Арбитражном суде. Там есть ряд нюансов. Дело в том, что у разработчика проектной документации, ЗАО«Ленпромтранспроект», это не первый случай, когда что-то там разработано непонятно как, а потом виноваты все вокруг», – сказала гендиректор компании Мария Полякова.
По её мнению, нарушений в проекте быть не могло, раз на неё получено положительное заключение Главгосэкспертизы.
«Я не могу сказать, были там нарушения или нет, проектная документация в целом получила положительное заключение Главгосэкспертизы. В том числе и на геологические изыскания, и все проектные решения. Возможно, тут вмешалось каким-то образом политическое давление, но я бы не хотела давать комментарии по этому поводу, поскольку не знаю, что сказать. У всех проектантов есть один царь и бог – Главгосэкспертиза. Ну, пусть точку суд поставит», – отметила Полякова.
Гендиректор «Крымсетьэнергопроекта» предположила, что проблема могла быть в техническом моменте, поскольку есть разные нормативы отбора образцов при производстве геологических изысканий на стадии проекта и на стадии рабочей документации и они должны уточняться.
«Рабочая документация разрабатывается на стадии строительства непосредственно подрядчиком по строительно-монтажным работам. Так вот, на этой стадии образцов в несколько раз больше берётся. Если у меня, очень условно, есть норматив, что какое-то количество образцов для лабораторных испытаний отбирается на километр, то на стадии рабочей документации их отбирается больше, и действительно могли найти какие-то не такие грунты. Но это не потому, что в этом кто-то виноват. Просто на стадии разработки рабочей документации все эти решения должны уточняться», – сказала она.
При этом на сроки сдачи объекта сложившаяся ситуация не повлияет, считает Мария Полякова.
«Насколько мне известно, рабочая документация разрабатывается полным ходом и ведутся дополнительные изыскания, как и положено на стадии разработки рабочей документации. Скорее всего, как обычно, ударными темпами все предпримут меры, чтобы вовремя всё сдать», – подытожила субподрядчик.