Арабский Лувр находится на острове Саадият («остров счастья» в переводе с арабского) — это место в окрестностях Абу-Даби, которое силами лучших архитекторов мира, — в том числе Нормана Фостера, Тадао Андо и бюро Захи Хадид, — превратили в «музейную мекку».
Автором Лувра выступил французский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Жан Нувель. Задача перед ним стояла непростая: необходимо было создать универсальный музей мировых цивилизаций, который дает представление об истории человечества с помощью всех возможных видов мирового искусства. Архитектор не мог создать дубликат французского Лувра — ведь, как выразился журналист газеты Le Monde, «нельзя просто перенести на берег Персидского залива те модели и рецепты, которые так хорошо работают на берегах Сены».
В поисках компромисса, Нувель предложил концепцию восточного дворца «с характерными пропорциями и материалами» и сделал ставку на верхнюю часть здания — огромный (180 метров в диаметре) купол, который нависает над посетителями на высоте 40 метров. Его конструкция состоит из двойной стальной оболочки, которая прикреплена на 85 сборных элементов. Расстояние между верхним и нижним слоями — 5 метров.
Купол держится всего четырех опорах. Из-за этого он выглядит почти невесомым несмотря на то, что состоит из нескольких слоев стали. Для того, чтобы комплекс выдержал этот вес, потребовался особый фундамент: он состоит из множества стальных свай и высокопрочного бетона, который не подвержен влиянию соленой воды.
При этом, толщина каждого из 450 000 алюминиевых профилей зависела от инсоляции: их толщина была меньше там, где солнце в течение дня реже попадало на поверхность купола.
При проектировании Нувель практически сразу отказался от единого здания и разбил музей на 55 разноразмерных блоков, в числе которых 23 галереи. Они расставлены в хронологическом порядке — от доисторического до современного искусства. Архитектора вдохновила местная архитектура — белые арабские города, так называемые медины.
Средняя температура в Абу-Даби — +20-25°С. Купол защищает посетителей от палящего солнца и позволяет комфортно перемещаться между корпусами Лувра. Однако он не преграждает путь дневному свету: если обычно лучи проникают под купол с боков, через окулюс или люкарны (узкие слуховые окна), то здесь они проникают сквозь сложную систему решетчатых орнаментов и образуют «дождь из света».
Про строительство этого уникального комплекса рассказывает этот видео-сюжет