Большой Кремлевский Дворец. Часть 3. Александровский и Андреевский залы.

Оцените
(0 голосов)

Александровская зала с розовым под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена св. Александра Невского, учрежденного по мысли Петра АВеликого Императрицей Екатериной I25 мая 1725 года с девизом «За труды и Отечество»

Сферический купол залы покоится на парусных сводах, которые опираются на четыре выступа. В золотых барельефах купола и арок - знаки ордена с шифром S. А., т. е. Sanctus Alexander  - святой Александр. По углам в куполе и над дверьми Государственные гербы  - двуглавые орлы с Императорской короной.

Между витыми золочеными колоннами - гербы губерний и областей России. Над антаблементами верхних колонн, по бокам дверей и между окнами - золоченые арматуры, состоящие из древнего вооружения славян.

На стенах картины проф. Моллера изображают следующие события из жизни св. Александра Невского:

1)    Послы Римского Папы Иннокентия IV, кардиналы Гальд и Гемонт убеждают Александра Невского перейти в католичество, уверяя, что отец его, Ярослав, дал такое обещание католическому монаху Карпини во время их совместного пребывания в Орде. «Мы знаем истинное учение Церкви,- был ответ Невского, -а вашего не приемлем и знать не хотим.»

2)    Брак Александра Невского с дочерью Полоцкого князя Александрою.

3)    Отказ Александра исполнить татарский обряд поклонения огню и кусту: «Скажи Батыю, - говорит он начальнику стражи татарской, - что ему, царю, поклонюси, понеже Бог почтил его царством, а твари не поклонюся, ибо она на пользу человека. Богу единому, Которому служу и Которого чту, Тому поклонюся.»

4)    Торжественный въезд Александра в освобожденный им от осады Ливонских рыцарей Псков. (1242 г.)

5)    Пелгуй, Ижорянин, объясняет Александру его видение св. Бориса Глеба, как предзнаменование победы над немцами. (Ледовое побоище 1242 г.).

6)    Победа над шведами. Александр поражает Биргера копьем в лицо (1240 г.).

Выше картин, над дверьми, два изображения св. Александра Невского, одно -князем, другое - схимником, поддерживаемые золочеными фигурами, означающими славу. Редкий по красоте паркет составлен, как и в Георгиевской зале, из разноцветного дерева.

Зала освещается двойным рядом окон, а вечером 6 люстрами и 28 бра (3.500 электрических ламп.). На внутренней стене - зеркальные двери и окна.

Александровский зал Большого Кремлевского дворца

Между выступами со стороны окон юбилейная Романовская ваза, с барельефными портретами ныне царствующего Государя Императора Николая II и царя Михаила Феодоровича и бронзовыми цифрами 1613 и 1913.

Четыре мраморных камина украшены изящными, обвитыми бронзовыми листьями, колонками. На каминах парижские канделябры. Золоченые стулья обиты бархатом цвета орденской ленты; на высоких спинках их выткана орденская звезда.

Во время Высочайшего пребывания, четыре горки, стоящие по бокам дверей, украшаются старинной золотой и серебряной посудой. При Высочайших выходах в Александровской зале собираются почетные городские дамы.

Александровская зала занимает то место, где во дворце XVII века была Ответная или Посольская  палата, с сенями, служившая для совещаний и переговоров бояр с иноземными послами. В палате был тайник, откуда Царь незаметно мог следить за ходом переговоров. На месте Панихидной и Посольской палат при Дмитрии Донском стоял его златоверхий набережный терем.

Андреевская зала.

Андреевская зала  - в честь ордена св. Андрея Первозванного, учрежденного Императором Петром I 10 Марта 1698 года, с эпиграфомS. A. P. R. на оконечностях креста, Sanctus Andreas Patronus Russiae -Святой Андрей Покровитель России, и с девизом ордена: «За веру и верность».

Тронная Андреевская зала со стрельчатыми сводами, двумя рядами четырехгранных пилонов и всевидящим Оком в лучах над Императорским троном, напоминает своей архитектурой храм, знаменуя тем священное достоинство Царской власти.

Императорский престол осенен шатром наподобие древнего Царского места, со всходом в 6 ступеней, покрытым золотою гранью (род парчи). При полном убранстве шатер украшается великолепным горностаевым пологом.

На тронном месте по правую сторону от трона Его Величества помещается трон Ея Величества Вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, по левую сторону трон Ея Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. На спинках тронов находятся вензелевые изображения имен Их Величеств.

На плафоне шатра и на доссии (спинка царского балдахина) - за тронами изображен символ могущества Верховной Царской власти - Российский Государственный герб. На стене над шатром также изображение Государственного герба; по бокам его золоченые двуглавые орлы с Андреевским крестом на груди. Выше, под дугою свода залы - золотое Всевидящее Око в лучах.

Капители 10-ти золоченых пилонов украшены знаками Орденского креста, а золоченые двери - орденскими крестами и цепями. Стены обтянуты шелковой материей цвета Андреевской ленты и также украшены цепями и знаками ордена.

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца

Над дверьми, ведущими в Андреевскую залу - вензелевые изображения имен Императоров: Петра I - основателя ордена, Павла I - учредителя статута и Николая I - строителя залы в честь ордена.

Над окнами помещены гербы губерний и областей России. Пол, как и в других залах, составлен из разноцветного дерева. Зала освещается двумя рядами окон.

Вечером она освещается 10 бронзовыми люстрами, на обручах которых вычеканены двуглавые орлы с орденскими знаками, 35 бра по стенам, дающими вместе 2.005 электрических огней. На противоположной окнам внутренней стене - зеркальные двери и окна (глухие). Достопримечательны два камина из серо-фиолетовой коргонской яшмы, столь твердой, что одна обработка ее стоила 7 000 рублей.

Мебели в Андреевской зале, как и в других тронных, не ставится. При Высочайших выходах в Андреевской зале собираются военные чины.

В XVII веке на месте Андреевской залы в западной ее части и далее, по направлению к Боровицким воротам, был расположен каменный корпус в 2 этажа, в палатах которого помещались Иконные терема, старый Денежный двор, палаты резных и столярных дел и др.; в одной из палат помещалась Царская аптека.

При Иоанне III тут стояли хоромы его супруги Вел. Княг. Софии Фоминишны. Ближе к Александровской зале от 1560 г. до 1809 г. возвышался пятиглавый Сретенский собор  с приделом Николая Чудотворца. Южнее собора находился каменный двухэтажный Запасный дворец, называвшийся в XVIII века Комисариатским двором.

На крыше этого дворца, на месте сломанных хором Самозванца, был разведен в виде глаголя верхний набережный сад, обнесенный каменной оградой со 109 пролетами.

В 1681 г. в нем был устроен пруд, выложенный свинцом. Пруд наполнялся водою, проведенною во все водоемы дворца еще при Царе Михаиле Феодоровиче англичанином Хр. Головеем (1633). Здесь, в потешном кораблике, учился плавать юный Петр Великий.

В саду было две беседки и шесть оранжерейных палат, отапливаемых изразцовыми муравлеными печами, а летом защищенных от птиц медными сетками.

В 1683 году стены, чердаки (беседки), столбы и решетки сада были украшены перспективным письмом, т. е. разными картинами и другими изображениями, исполненными иноземцем Петромъ Энглесом.

В 1687 году у Верхнего набережного Сада была выстроена особая Водовзводная башня с часами и машиной, передававшей воду в дворцовые сады из Кремлевской угловой Водовзводной (Свибловой) башни. Запасный дворец сломан в 1770 году.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с незначительными сокращениями.

Источник: Альбом "Большой Кремлевский дворец. Дворцовые церкви и Придворные соборы", Москва, 1916 г.

 

Прочитано 3868 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: