Древний Египет. Раннее царство. Период I-II династий. (Начало III тыс. до н.э.)

Оцените
(1 Голосовать)

alt

Ранним царством в истории Египта называют время, непосредственно следующее за созданием около 3000 г. до н. э. единого, государства. В это время в долине Нила уже сложилось примитивное рабовладель­ческое общество, в котором наряду с экс­плуатацией рабов существовала и эксплуа­тация свободных людей. Население было объединено в сельские общины. Во главе государства стоял фараон.

Столицей государства был Мемфис, рас­положенный в начале дельты Нила. Мем­фис рано стал главным религиозным и ху­дожественным центром страны, оказавшим огромное влияние на формирование египет­ской культуры и искусства. В настоящее время от древнеегипетской столицы почти ничего не сохранилось, и судить о ее вели­чии можно лишь на основании письменных источников. Кроме Мемфиса в период Ран­него царства существовали и другие круп­ные города: Буто на юге, Нехен (Иераконполь) на севере, Саис в западной части дельты, Коптос у начала пути от Нила к Красному морю.

От периода Раннего царства сохрани­лись главным образом культовые сооруже­ния и гробницы. Жилые строения, сделан­ные из дерева, тростника, глины и кирпича- сырца, почти не дошли до нас, и их облик восстанавливается лишь на основании от­крытых при раскопках остатков, а также по изображениям на стенах гробниц и по моделям домов, найденным в погребениях.

Рядовые члены общины жили в неболь­ших хижинах, сплетенных из тростника, об­мазанного глиной, или сложенных из кирпича-сырца. Богатые слои населения имели дома больших размеров, обнесенные стеной из кирпича-сырца. Перед входом соору­жали навес.

Жилища фараонов Раннего царства, ко­торые условно могут быть названы двор­цами, возводились из бревен. Представле­ние о таком дворце дает найденное в Абидосе изображение на стеле фараона I династии Джета. Основу здания составляют вертикально врытые в землю бревна, к которым прикреплены бревна го­ризонтальные. Входы во дворец располага­лись в нишах. Простые по своей архитектуре, дворцы фараонов Раннего царства имели строгий и внушительный вид.

Найденные в Абидосе и Нехене остатки дворцов последующих фараонов Раннего царства были сооружены из кирпича-сырца. Дворцы в Абидосе и окружавшие их дворы были обнесены двойными стенами. Внутрен­ние стены имели ниши и выступы.

Культовые сооружения, согласно древ­ней традиции, в течение долгого времени делали из тростниковых циновок, укреплен­ных на тростниковой или деревянной ос­нове. Искусство плетения в Египте во вре­мена Раннего царства достигло высокого мастерства.

В последующие периоды при сооруже­нии культовых построек из камня для де­кора здания использовали орнамент, вос­производящий некоторые основные конст­руктивные приемы построения древнейших тростниковых святилищ и деревянных двор­цов.

Культ мертвых, существовавший в додинастический период, в период Раннего цар­ства в связи с развитием классового обще­ства получил еще большее значение. Именно в этот период сформировались основные принципы египетской религии, выработа­лись культовые обряды, сохранившиеся на протяжении длительного времени.

Так как египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, они стремились сохранить тело (вместилище души) и обеспечить покойного всем необхо­димым для продолжения жизни: едой, пить­ем, одеждой, утварью, орудиями труда.

Для того чтобы предотвратить тление, тело бальзамировали. Но способы бальза­мирования в начале III тысячелетия были несовершенными, тело разрушалось, и, сле­довательно, душа, лишенная пристанища, не могла обеспечить человеку вечное суще­ствование. Желая предохранить умершего от гибели, египтяне ставили в гробницу ста­тую- двойник покойного, в котором в слу­чае исчезновения тела должна была пребы­вать душа.

Первоначально гробницы Раннего цар­ства напоминали могилы додинастического периода. Умершего погребали в яме, над которой насыпали холм из камней и гальки. В дальнейшем для сохранения насыпи и придания ей правильной формы ее стали обмазывать илом и обкладывать кирпичом. Форма и размеры гробницы зависели не только от времени ее создания, но и от имущественного положения владельца.

Стены гробниц были массивными; для большей прочности им придавали неболь­шой наклон. Так как по своему внешнему виду гробница напоминает завалинку у дома современного египтянина, арабы на­зывают такую гробницу мастабой, что по-арабски значит «скамья». Это название ут­вердилось за гробницей и в египтологиче­ской науке.

Наиболее крупной гробницей знатного вельможи Раннего царства, превосходящей по величине даже царские погребения, яв­ляется мастаба визиря Хемаки, воздвигну­тая в Саккаре при фараоне I династии Депе. Ее длина 57,3 м при ширине 26 ж; размеры погребальной камеры - 7,7 м в длину и 4,8 м в ширину. Внутри гробницы размещались две подземные и четыре на­земные кладовые, четко и умело расплани­рованные и богато декорированные. Сна­ружи мастаба Хемаки была окружена сте­ной с выступами. От мастабы теперь мало что сохранилось, но некогда она, как и мно­гие мастабы Саккарского некрополя, имела внушительный вид: строгие формы гроб­ницы, расчлененные разноцветными высту­пами и нишами, четко выделялись на фоне светло-коричневых скал, желтых песков пу­стыни и синего египетского неба.

Наилучшим примером царской усыпаль­ницы Раннего царства является гробница царицы I династии Хер-Нейт, открытая в Саккаре в 1956 г. Гробница имеет наземную и вырубленную в известняковом массиве подземную часть; последняя со­стоит из двух помещений, расположенных одно над другим. Перекрытие было сделано из бревен, поверх которых лежали камен­ные плиты. Каменная притолока украшена рельефными фигурами львов - стражей гробницы.

Деревянный саркофаг царицы стоял в нижнем помещении, из которого по деревянной лестнице можно было попасть в помещение второго этажа, служившее кладовой. Над гробницей после погребения был насыпан из мелких камней холм, обли­цованный для большей прочности кирпичом.

Над ним было сооружено из кирпича пря­моугольное в плане помещение (22 x 45 м), разделенное на несколько изолированных комнат. Сна­ружи гробница царицы Хер-Нейт имела слегка наклонные стены, расчлененные прямоугольными выступами и нишами, окра­шенными в красный и желтый цвет.

Вокруг мастабы шла невысокая глиняная при­ступка, на которой стояли вылепленные из глины головы быков с настоящими бычьими рогами. Стро­гие формы гробницы, скульптурные укра­шения, яркий цвет наружных стен прида­вали наряд­ный вид.

Гробницы фараонов Раннего царства достигали значительных размеров. Гроб­ница фараона I династии Гора-Аха имела площадь в 561 м2. Под землей было распо­ложено 5 камер, а над землей - 27 поме­щений. Гробница царя I династии Джета была еще больших размеров, ее площадь равнялась 672,5 м2.

Гробница последнего фараона I дина­стии Ка превосходила своими размерами обе предыдущие; она имела большие под­земные камеры, наземные кладовые также были весьма обширными. Возле гробницы сохранились приступка, украшен­ная скульптурными головами быков, и остатки заупокойного храма, в котором стояли две деревянные статуи.

alt

Гробницы внутри были богато украшены росписью. Покрывавший их узор напоми­нал циновки, сплетенные из красных, синих, белых и черных прутьев. Среди гробниц Раннего царства особенно выделяется гроб­ница фараона I династии Джета, обшитая внутри досками с узором из листового зо­лота.

Большая группа памятников, принадле­жавших фараонам Раннего царства, была найдена в Абидосе. По формам они напо­минали саккарские мастабы, но в отличие от последних в них не были обнаружены человеческие останки. Следует отметить, что, согласно сохранившимся надписям, не­которые из абидосских мастаб принадле­жали тем же фараонам, чьи гробницы были

открыты в Саккаре: Гора-Аха, Джера, Джета, Ка и др. По своим размерам аби- досские мастабы несколько уступали саккарским. Например, подземная часть ма­стабы Гора-Аха в Саккаре состояла из пяти помещений, а мастаба того же фараона в Абидосе имеет лишь одно. Причины строи­тельства двух гробниц для одного и того же фараона не до конца установлены; су­ществуют различные точки зрения по этому вопросу.

Согласно одной теории, строитель­ство второй гробницы в Абидосе было вы­звано политическими соображениями: одна из гробниц предназначалась для фараона в качестве царя Нижнего Египта, а другая - для него же в качестве царя Верхнего Египта. По другой теории, которой придер­живаются советские египтологи М. Э. Матье и H. М. Пастовская, подлинными погребе­ниями были саккарские гробницы, а абидосские гробницы являются кенотафами, т. е. ложными гробницами, сооружавши­мися в связи с обрядом хеб-сед.

Согласно древним верованиям, предво­дитель племени у первобытных народов, а позднее, в период раннеклассового обще­ства, царь покровительствовал плодородию природы. Представление, что с возрастом царь утрачивает способность воздейство­вать на природу, приводило к убийству со­старившегося царя и замене его молодым. Позднее физическое уничтожение вытеснил обряд «убийства» и «возрождения» прави­теля, состоявший из торжественного выноса культовой статуи божества, посещения фа­раоном молельни, жертвоприношения, тор­жественного шествия, в котором принимали участие фараон, приближенные и жрецы, и ритуального бега фараона. Этим ритуалом он как бы подтверждал свою силу, кре­пость и символизировал быстрое приближе­ние к божеству.

Наземные сооружения абидосских кено­тафов не сохранились, и судить об их архи­тектуре можно лишь на основании подзем­ных помещений. Кенотафы первых фара­онов I династии имели всего одно подзем­ное помещение, в кенотафе последнего фа­раона Iдинастии Ка было много изолиро­ванных кладовых, расположенных вокруг центральной камеры и по обеим сторонам лестницы. Подземные помещения кенота­фов облицовывались кирпичом и обшива­лись деревянными планками, полы, за редким исключением, тоже были дере­вянные; из дерева же делались и пере­крытия.

Раскопки абидосского и саккарского не­крополей еще не закончены. Каждый год приносит новые сенсационные открытия, обогащающие наши представления о еги­петской архитектуре, особенно об архитек­туре Раннего царства.

(Продолжение следует)

Материал воспроизводится с небольшими сокращениями по источнику:

Всеобщая история архитектуры. Том 1. Издательство литературы по строительству. Москва. 1970

Прочитано 13101 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: