Проект был впечатляющим: у нас протяженность сухопутных и морских границ с Россией – 2295. Правда, американцы, собираются бороться мигрантами, контрабандой, наркотрафиком и тп., то есть, там понимают, что подобной стеной можно, более или менее, контролировать перемещение отдельных людей или небольших групп.
(Прим. автора - наши политики, из которых 99 % не знают, что такое настоящая армия, потому, что «откосили» от нее, уверенно вещают, что «стена» защитит от возможного вторжения регулярной армии возможного противника. Любому человеку, отслужившему в армии понятно, что реактивные системы залпового огня типа «Град», «Смерч» или «Торнадо» разнесут в клочья любое фортификационное сооружение, а не только стену, которую затеял строить Яценюк).
Сравнение американского, израильского и украинского проектов
По подсчетам агентства Bloomberg, на строительство около 900 километров стены между США и Мексикой в 2006-2010 годах было потрачено более 3 миллиардов долларов. В целом же подсчитать полную стоимость объекта, строить который начали еще в середине 90-х, крайне трудно. К тому же, инженеры сразу предупреждали, что никакой функции военной защиты стена на границе с Мексикой не предусматривает: сооружение подобных фортификационных укреплений обошлось бы в десятки раз дороже.
Известный на весь мир «Израильский разделительный барьер» простирается от Западного берега реки Иордан. Строительство стены продолжается с 2003 года. Общая длина пограничного барьера составляет 703 километра, ориентировочная стоимость уже составила 2 миллиарда долларов. Разделительный барьер на 90% состоит из забора (с 60-метровой полосой отчуждения) и на 10% – из стены (высотой до 8 метров). В отличие от американского вала, этот объект призван защитить территорию Израиля от прямых атак террористов (Прим. автора – от групп террористов, а не от регулярной армии)
В ноябре 2014 года украинские пограничники оценили стоимость обустройства 1 километра государственной границы в рамках проекта «Стена», в среднем, в 3,7 миллиона гривен. В целом, для обустройства всей границы Украины с Россией и Беларусью, Молдовой и Приднестровьем правительство должно было предусмотреть расходы в размере 8 миллиардов 362 миллионов гривен. Ожидалось, что в 2014 году будет выделено 96 миллионов гривен, в 2015 году – 2 миллиарда 668 миллионов гривен, а в 2016 году – 5,5 миллиардов гривен.
Львиная доля средств в 2014 году поступила не из Госбюджета, а по линии международно-технической помощи. Пограничники не успели использовать всю сумму: получив вместо запланированных 96 миллионов гривен целых 235 миллионов, к концу 2014-го они сумели использовать только 163 миллиона гривен. В 2015 году ситуация с финансированием была ненамного лучше, ведь в Бюджете было предусмотрено всего 300 миллионов гривен от ранее заявленных 2,6 миллиарда гривен, а работы по проекту проводились только в пределах Черниговской и Харьковской областей.
По данным Государственной пограничной службы, в 2016 году объем работ по проекту «Стена» на границе Украины с Россией был выполнен на 10,5% от запланированного. В целом финансирование всего проекта планировалось на уровне чуть более 4 миллиардов гривен, то есть сейчас общий объем выполненных работ составляет чуть больше 400 миллионов гривен. На обустройство границы в 2016 году было выделено еще 200 миллионов гривен. Такая же цифра расходов заложена в Бюджете на 2017 год в разделе «мероприятия по инженерно-техническому обустройству границы».
Из-за невыполнения плана с финансированием проекта «Стена» сроки его реализации были перенесены с 2018-го на 2020 год. И даже это, по расчетам экспертов, слишком оптимистичный сценарий, учитывая экономические реалии и возможности финансирования подобных проектов.
Зато, начиная с 2014 года, украинские политики не сдерживались в обещаниях по поводу построения объекта на границе с РФ. Однако, проект, так и не получил поддержки – поправка в Госбюджет на 2017 год, относительно увеличения финансирования «Стены», была отклонена.
В прошлом году, проект «Стена» в пределах выделенного финансирования реализовывался только в двух областях – Харьковской и Черниговской. В этом году планируется начать работы в Сумской и Луганской областях.
А, пока что, полностью воплотить задуманное удалось лишь на нескольких километрах Черниговской и Харьковской областей.
Масштабы коррупции при строительстве «Стены»
В середине августа 2016 года в Антикоррупционной прокуратуре сообщили о возбуждении уголовного производства в отношении злоупотреблений с государственными средствами. Версия такова: вопреки законодательству, частным компаниям, которые взялись строить «Стену», авансом заплатили 1,8 миллиарда гривен из госбюджета, но выполнение работ через два года подтвердить так и не удалось. Конечно, авансом подобные средства не могли быть выделены без ведома высших должностных лиц, которые в то время возглавляли Кабмин.
Еще одна причина популистских заявлений украинских политиков относительно амбициозных планов по строительству «Стены» – желание стать «нужными» для ЕС. Именно поэтому объект был назван «Европейским валом», то есть он должен был стать не просто защитой для Украины от враждебных намерений России, но и для всей Европы.
«Зная наших», можно предположить, что они надеялись на помощь ЕС в софинансировании данного объекта. Частично, западные доноры выделили деньги в 2014 году, однако, в дальнейшем, не спешили оказывать помощь, на которую так надеялись в украинском правительстве. Причиной могут быть отечественные коррупционные реалии и неэффективное распределение выделенных средств. Собственными же силами, к сожалению, Украина вряд ли сможет профинансировать объект, особенно при таком чудовищном разгуле коррупции.