ЛКМ Утепление Окна и двери Технологии Техника | Рынок Аналитика Новости компаний



Суббота, 20 мая 2017 10:20

Мифы и реалии нового закона о ЖКХ. Кто же говорит правду?

Автор Измаил Заславский
Оцените
(0 голосов)
Мифы и реалии нового закона о ЖКХ. Кто же говорит правду?
В Древнем Китае существовало проклятие - жить в эпоху перемен. Сегодня Украина находится на этапе реформирования всех сфер общественной жизни. И на примере собственной страны мы можем понять, почему в Китае это проклятие считалось самым страшным. Реформы всегда вызывают общественный резонанс. Любые необычные изменения непременно провоцируют одобрения, критику или равнодушие. Одна из реформ, которая вызывает наибольший интерес это - реформа жилищно-коммунального хозяйства.

А на самом деле, все ли так страшно? Присмотримся и разберем основным мифы о реформе ЖКХ, связанные с «пугающими» положениями проекта Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах" № 1581-д (далее – «проект Закона»).

Миф № 1: Новый закон «О жилищно-коммунальных услугах» позволит сторонним лицам без разрешения попадать в любой квартиры.

Есть ли правда в этом утверждении?

Статья 29 проекта Закона четко регламентирует порядок доступа к жилью или иного объекта недвижимого имущества потребителя. Согласно статье, каждый потребитель обязан в четко предусмотренных случаях обеспечить представителям исполнителя коммунальной услуги доступ к своему жилищу, другого объекта недвижимого имущества.

Если говорить о несанкционированном доступе к жилью, то эта статья четко предусматривает, что такой доступ к жилью, иного объекта недвижимого имущества возможен только в неотложных ситуациях, связанных с необходимостью спасения жизни и здоровья людей и/или имущества.

Кроме того, несанкционированный доступ осуществляется по процедуре, предусмотренной проектом Закона, с обязательным привлечением представителей органов внутренних дел.

Что тут такого страшного?  Если открыть действующий Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», то его 17 статья предусматривает такую же процедуру несанкционированного доступа к жилью и иного объекта недвижимого имущества в случае ликвидации аварии или необходимости спасения жизни людей и/или имущества.

Миф № 2: Никто не защитит потребителей от монополистов и управляющих.

Больше всего, этого хотят некоторые органы местного самоуправления (ОМС), у которых, согласно проекту Закона, больше не будет обязанности осуществления защиты прав потребителей.

Но, разве, органы местного самоуправления сегодня защищают права потребителей? На практике, ОМС полностью самоустраняются, и если возникают конфликты, и в конечном итоге совладельцы всегда вынуждены обращаться в суд, созданный для защиты прав и законных интересов.

В противовес этому, проект Закона внедряет новую для украинцев идеологию - тотальной ответственности за свое имущество и его будущее. Почти каждая норма пронизана принципами свободы договора и личной ответственности.

Проект Закона дает право потребителям самостоятельно выбирать вариант организации договорных отношений, и устанавливает лишь общие требования к таким отношениям. Потребители должны осознавать себя полноценными заказчиками услуг сознательно относиться к процессу их получения.

Когда мы приходим в супермаркет, чтобы купить продукты, мы четко осознаем, товары хотим получить в результате. Так должно быть в любой сфере, где мы выступаем заказчиками услуг и/или работ.

В развитых странах власти признают свободу сторон договора определять положения договоров и ответственность за их выполнение по своему усмотрению. Такая позиция власти возможна при условии, когда население осознает свои права и обязанности.

Миф № 3: Местная власть полностью отстранена от контроля в сфере ЖКХ и учета коммунальных услуг.

Традиционно, проект Закона определяет основные полномочия органов власти и местного самоуправления, они имеют в контексте реализации норм соответствующего закона.

Статья 5 проекта Закона четко регламентирует не только полномочия центральных органов власти и независимого регулятора, но и органов местного самоуправления.

Согласно части 4 указанной статьи, на органы местного самоуправления возложены обязанности по утверждению и исполнению местных программ в сфере ЖКХ. Именно ОМС устанавливают цены/тарифы на коммунальные услуги в соответствии с законом, утверждают нормы потребления коммунальных услуг, определяют единицы измерения объема предоставленных услуг по обращению с бытовыми отходами и тому подобное.

Если проанализировать обязанности ОМС, которые предусматривает статья 5 проекта закона, и обязанности, которые органы местного самоуправления сегодня, можно заметить, что проект Закона лишил ОМС только тех полномочий, которые относятся к компетенции других органов власти и никак не влияют на процесс предоставления и получения жилищно-коммунальных услуг.

Возможно, причина критики проекта Закона со стороны органов местного самоуправления - это часть 7 Заключительных и переходных положений, которая предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов, в частности Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине». Согласно проекту Закона, статья 28 будет дополнена подпунктом 9 следующего содержания:

«Участие в организации и финансировании капитальных ремонтов жилых домов, капитальных ремонтов имущества, находящегося в общей собственности совладельцев многоквартирного дома, в пределах бюджетных программ, определенных по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета».

Итак, с момента принятия проекта Закона и после внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» совладельцы многоквартирных домов смогут получить помощь в проведении капитальных ремонтов за счет местного бюджета.

Как видим, проект Закона действительно внедряет много нового для сферы жилищно-коммунального хозяйства. Но эти новации заключаются не в процедурах и правилах, а в идеологическом отношении к участникам отношений в этой сфере и их прав и обязанностей.

Принятие этого закона поставит точку в процессе декоммунизации сферы ЖКХ и введет новые, европейские стандарты в построении договорных отношений между потребителями и производителями/исполнителями жилищно-коммунальных услуг.

Изменения - это всегда страшно и невозможно предсказать, что будет дальше. Для того, чтобы успешно пережить эту эпоху перемен, нужно детально разобраться в самой сути реформы.

Слепая вера в мифы не только не помогает в этом, но и реально вредит. Читайте законопроекты тщательно, критически анализируйте услышанное - и не давайте никому манипулировать собственным мнением.

Прим. – все это слова и уверения сторонников принятия Закона,  не более. Сравнение с супермаркетом, особенно глупое. Ведь, именно, в супермаркетах есть свобода выбора – Ашан, Новус, Билла и т.п., с разными ценами на одно и то же.

А какая свобода выбора у нас? Кто может послать по известному адресу надоевшее всем «Киевэнерго» и выбрать альтернативного поставщика тепла и горячей воды? Какие к черту бюджеты у органов местного самоуправления, когда в государстве нет лишних денег вообще?

Прочитано 1058 раз

Подпишитесь на новости строительства:

 

 

Выбор редакции: