Суть проблемы проста: воюют между собой киевская городская администрация, Киевсовет и «Нафтогаз». Война сопровождается острыми заявлениями, пресс-конференциями и громкими призывами, типа «Не даст «Нафтогаз» газа - выключим ему канализацию». Театр абсурда какой-то!
На первый взгляд, все просто: стороны спорят о размере долга киевлян за газ, который использовался для получения тепла. Из почти 5 млрд грн долга «Киевэнерго» столичная власть не хочет отдавать 1 млрд грн штрафов и пени, указывая, что город не может отвечать за долги частной компании.
Кроме того, в КГГА говорят, что около 1 млрд грн. городу задолжал госбюджет за субсидии. «Нафтогаз» же пытается вернуть себе долг. Однако, дело не только в этом - текущая ситуация является следствием законодательного и предвыборного популизма.
«Киевтеплоэнерго» спровоцировало противостояние
Спусковым механизмом для противостояния стал факт передачи недавно созданному КП «Киевтеплоэнерго» активов, которые использовала компания «Киевэнерго». Речь идет о тепловой сети, котельное оборудование, центры обслуживания клиентов.
За время аренды городского оборудования «Киевэнерго» успела накопить значительные долги перед «Нафтогазом». Однако, у компании Рината Ахметова голова в вопросе погашения долгов не болит: статья 22 закона «О теплоснабжении» предусматривает принцип, что долги за амортизацию оборудования насчитываются владельцу самого оборудования: то есть, городу должно не «Киевэнерго», а котел - ТЭЦ. Блестящая постановка вопроса!
Еще одна коллизия: с правопреемником должника договор заключается только после выяснения порядка погашения задолженности. Именно, на это положение ссылается «Нафтогаз», требуя от Киева признать долги за поставки газа и угрожает выключить газ ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 при их передаче городу, если КГГА не признает долги.
В то же, время эта же статья содержит положения, на которые ссылаются противники действий «Нафтогаза»: «Зміна форми власності або перехід права власності на відповідні об'єкти з виробництва, постачання та транспортування теплової енергії не повинна призводити до погіршення умов та якості теплопостачання».
В общем, все положения закона противоречат друг другу: как и кто их должен выполнять и нести ответственность – непонятно: сделаешь одно – нарушишь другое и т.д.
Ничего нового
Принцип «долг начисляется за использование оборудования» не является чем-то новым. Минусы этого принципа не раз испытывали на себе жители столицы и других городов. Тепло и горячую воду киевлянам поставляют не только крупные ТЭЦ, но и десятки малых котельных.
Далеко, не все они являются городскими. Речь идет о котельных, построены девелоперами, поставляющих тепло и горячую воду отдельным домам или жилым комплексам. Застройщики для поставки тепла жителям комплексов часто создают отдельные компании, которые управляют котельными. Их дальнейшая деятельность, перепродажа и накопления долгов часто напоминают сюжеты приключенческих фильмов.
Проблема в том, что операторы таких котельных понимают их в отопительный сезон не выключат. Даже, когда у них есть существенные долги, закон запрещает отключать газ при поставке тепла населению. После отопительного сезона такая фирма бесследно исчезает, оставляя несколько миллионов долгов жителям многоэтажки.
По неофициальным данным, что-то подобное, «Нафтогаз» пытается навязать Киеву: город может покупать газ для своих ТЭЦ по коммерческой цене у одного из многих поставщиков газа.
Недостатками закона «О теплоснабжении» пытаются воспользоваться и руководители многих городов Украины, которые переводят котельные на местную биомассу. Это означает, что долг перед НАК остается привязанным к газовой котельной и не имеет отношения к новым отопительным установкам.
Еще одни любители «погреть руки»
Противостояние по поводу горячей воды в Киеве не ограничилось «Нафтогазом» и КГГА. С самого начала, здесь участвует ДТЭК - владелица «Киевэнерго». Компания пытается доказать, что долг, на самом деле, меньше 5 млрд грн.
КГГА и НАК «Нафтогаз», время от времени, обвиняют друг друга «в сотрудничестве с ДТЭК». Хотя непонятно, почему КГГА, которая начала разрывать договора с «Киевэнерго», заранее не занялась долгами, накопленными за время работы последней.
Еще одна сторона конфликта - Кабмин. Там уже начинают осознавать все возможные последствия споры. Если прекратится поставки газа на две ТЭЦ, как угрожает «Нафтогаз», то в пиковые часы столице не хватит электроэнергии.
Киевляне, вряд ли, будут сидеть без света - в отличие от жителей области, которые могут коснуться веерные отключения. Впрочем, жители области имеют право голоса, и лишать их электричества перед выборами - плохая и рискованная идея. Кроме того, в конфликте каждый раз всплывает тема долгов государства за субсидии, которые, к тому же, предоставляются непрозрачно. Итак, обострение конфликта правительству не выгодно.
Что за кадром
Городские власти не договаривают, что конфликт с «Нафтогазом» существенно экономит средства городского бюджета и, в определенном смысле, ей даже выгоден. За кубометр горячей воды киевляне платят 92 грн вместе с водоотводом, однако, по разным подсчетам, реальная его стоимость колеблется от 120 грн до 150 грн.
То есть, за каждый кубометр воды кто-то должен доплатить 30 грн. По неофициальным данным сотрудников «Киевэнерго», во время весенне-летнего сезона компания теряла на горячей воде 1,5 млрд. грн. Попытки минимизировать эти потери приводят к массовым «регламентным работам» и «проверкам сетей», лишь бы не поставлять горячую воду.
Однако, это не означает, что сети в хорошем состоянии. Наоборот - их неэффективность и большие потери являются одним из факторов удорожания кубометра горячей воды. Такая ситуация характерна не только для крупных производителей тепла - даже малые котельные в Киеве, в основном, закрываются на теплый сезон.
Однако, позволить производителям существенно поднимать цену на горячее водоснабжение киевская власть не решается. Эти опасения за год до выборов понятны, ведь около трети жалоб киевлян по поводу жилищно-коммунальных услуг касается отсутствия горячей воды.
Переход котельных на баланс коммунального предприятия означает, что теперь разницу между реальной стоимостью кубометра горячей воды и тем, что платят киевляне, нужно покрывать из городского бюджета. А для городского бюджета миллиардные суммы - это не то, чем можно разбрасываться. Поэтому, для киевской власти с финансовой точки зрения конфликт выгоден, ведь он служит удачным прикрытием для экономии.
Регулярное отсутствие горячей воды заставляет киевлян самостоятельно решать эту проблему. Значительная часть горожан уже пользуется электрическими бойлерами, а их массовое установки может привести к неожиданным последствиям.
Речь идет о снижении потребности в горячей воде. Ее продажа с ТЭЦ - это способ удешевления электроэнергии. Горячая вода является побочным продуктом производства тока на ТЭЦ. Если спрос на воду падает, стоимость электроэнергии возрастает.
Проблему теплоснабжения городов нужно решать комплексно на национальном уровне. Она касается не только поставщиков тепла, потребителей и городской власти, но и смежных рынков электроэнергии и газа. Пренебрежение интересами любого участника может крайне негативные последствия.