ЛФМ Утеплення Вікна та двері Технології Техніка | Ринок Аналітика Новини компаній



Четвер, 11 серпня 2022 17:00

Почему живущие в России украинцы поддерживают войну

Пропаганда воздействует на людей любой национальности, и в результате российскую войну с Украиной поддерживают даже многие живущие в России украинцы. В Карелии участники Общества украинской культуры последние полгода дают концерты, участвуют в правительственных проектах и выступают на одной сцене с казаками, которые приветствуют агрессию России.

"Российские украинцы" разделились на два лагеря: одни страдают из-за военных действий, другие твердят про "где вы были эти восемь лет". Корреспондент "Север.Реалии" поговорил и с теми, и с другими.
5 августа в урочище Сандармох в Карелии отмечали День памяти жертв Большого террора. Сандармох - это лес в двухстах километрах от Петрозаводска. В годы сталинских репрессий туда привозили и расстреливали политзаключенных. Место массовой казни было обнаружено в 1997 г. силами петербургского и карельского "Мемориала". Сандармох признали объектом культурного наследия, там стали появляться отдельные мемориалы от разных народов, чьи представители были здесь убиты и похоронены.
Один из самых заметных - украинский Крест скорби. Он появился на пожертвования, которые собирало общество украинской культуры "Калина". Раньше его члены регулярно приезжали в Сандармох - наряду с чиновниками и депутатами всех мастей. Однако в последние годы власть памятную дату стала игнорировать, и вместе с ними перестали ездить общественники. Не приехали они и в этом году.
Это неудивительно, говорит один из основателей общества "Калина" Андрей Литвин. По его мнению, организация давно потеряла связь с исторической родиной. Потеряла настолько, что сейчас фактически поддерживает российское вторжение в Украину.
Общество "Калина" активно ведет страницу во "ВКонтакте". За 24 февраля тоже был пост, но не про нападение на Украину, а про Международный день русского языка, который отмечался несколькими днями ранее. В тот же день появился репост из паблика "Дом дружбы народов Республики Карелия": мы вместе, сила в единстве - и так далее.
2 марта российские войска окружили Мариуполь, отрезав город от источников воды, теплоснабжения и электричества, а также бомбили Киев, Харьков, Изюм, Житомир, Лисичанск. В Харькове от обстрелов пострадал Успенский собор, где укрывались гражданские, в Изюме и Житомире под удар попали жилые дома. Общество украинской культуры отреагировало на эти события постом о губернаторском проекте "Межнациональный видеомост "ВКонтакте с народами - Диалог культур". "Калина" провела в одной из школ "музыкально-познавательное мероприятие" и викторину "на тему казаков".
14 апреля, когда затонул крейсер "Москва", на странице общества украинской культуры появилась фотография казака Александра Фарутина с буквой Z на груди. Он тоже участвовал в "межнациональном видеомосте", посвященном диалогу культур. Фарутин когда-то был атаманом петрозаводских казаков, но потом его сменил Наур Гокинаев, который в начале августа учил молодежь "ЛДНР" мужеству и патриотизму. Сам Гокинаев тоже засветился на мероприятиях "Калины". 23 мая он разместил пост о концерте в поселке Кончезеро.
Концерты с песнями на украинском языке, круглые столы, "межнациональные видеомосты" - то, чем занимается общество украинской культуры, пока российская артиллерия утюжит украинские города. Бывший сопредседатель организации Андрей Литвин считает, что это совершенно закономерно.
- Там в основном люди демонстрируют апатию, но есть и те, кто зомбирован, и они довольно активны. Я в свое время ушел из хора (при "Калине" существует хор), потому что певшие там украинцы нападали на меня за поддержку Украины, - говорит Литвин.
Он стоит у истоков Общества украинской культуры в Карелии. Оно появилось в 1993 г. и занималось в основном просветительской работой.
- Хотелось попеть, пообщаться, фильмы посмотреть. Организовали воскресную школу, которую я возглавил. Набрал туда учителей-украинцев, даже удалось платить им небольшую зарплату. Мы учили детей и взрослых украинскому языку, культуре. Отмечали юбилеи выдающихся украинских деятелей - художников, писателей. Переписывались с другими национальными обществами, собирали свою библиотечку, - вспоминает он. - В марте мы традиционно проводили "Шевченковские дни". Это был большой концерт, как правило, в филармонии или театре - на большой сцене, приезжали артисты из Украины.
Поначалу власти помогали обществу украинской культуры, но потом отношения с чиновниками "формализовались", говорит Литвин. Это совпало с приходом нового руководителя - Светланы Рукавишниковой.
- Она пытается угодить и нашим, и вашим. В начале 2014 г. Рукавишникова на один из вечеров принесла церковные свечи, чтобы помянуть погибших украинцев. А уже в марте она явилась на репетицию и говорит: вот, приходите на мероприятие в поддержку присоединения Крыма. Как это вообще - поддерживать аннексию? На одно из мероприятий она подготовила баннер, где Украина изображена без Крыма, - утверждает Литвин. - В других регионах такая же ситуация. Большинство просто замолчали, перестали действовать, исчезли... Причем еще в 2014 г.
Сам Литвин от бывших соратников давно отошел и даже не знает, является ли членом общества.
Судя по всему, руководитель Общества украинской культуры Светлана Рукавишникова сумела найти общий язык с властями. В 2019 г. она стала одним из победителей Всероссийского конкурса лидеров НКО, реализующих проекты в сфере государственной национальной политики. В том же году получила звание "Лауреат года Республики Карелия".
Корреспондент "Север.Реалии" попытался побеседовать с Рукавишниковой. Но та сперва сослалась на отпуск, потом - на отсутствие времени и мобильной связи на даче, а, в конце концов, призналась, что общаться не готова.
Зато поговорить согласилась руководитель другого украинского общества - из города Костомукша. На странице ансамбля украинской народной песни "Мрия" все так же хорошо и мирно, как и у их коллег из Петрозаводска. Например, 24 апреля администратор группы вывесил поздравление с Пасхой. За день до этого российские войска нанесли по Одессе ракетный удар, в результате которого погибли пять человек, в том числе семья с трехмесячным ребенком. А 1 июня, в День защиты детей, участники ансамбля провели с детьми "веселые украинские игры и мастер-класс по плетению веночков".
- Сначала мы было притихли, - вспоминает первые дни войны руководитель коллектива Лариса Ершова. - Но потом все наладилось. Сейчас мы выступали на празднике в деревне Тикша, нас пригласили, мы поехали. На Дне металлурга выступали - у нас горнодобывающему комбинату 40 лет в этом году. Нас очень любят в городе, хорошо принимают, спрашивают, когда мы еще будем выступать.
По словам Ершовой, в хоре большинство - этнические украинцы, как и она сама.
- Когда строился комбинат, много людей приехало из Кривого Рога, потому что там пять горно-обогатительных комбинатов, много специалистов. Я тоже родом из Кривого Рога. Однако есть у нас и русские, которым просто нравится украинская песня.
На странице Ершовой во "ВКонтакте" в основном поздравления с церковными праздниками, но имеется и патриотический контент. Так, некий мужчина на фоне памятника поет в микрофон: "Я русский, я тот самый колорад, совдеповский отстой, рашист и вата, я тот, кто любит водку и парад, я отпрыск победившего солдата... Для нас святое - Родина и мать, нас мир боится, потому что знает: кому умом Россию не понять, тому она привычно объясняет" - и так далее.
- Я все время слежу за новостями. Восемь лет бомбили Донбасс. Может, даже какое-то чувство радости испытала, что наконец-то эту фашистскую нечисть давить начали, - говорит руководитель украинского хора. - Коллеги по хору в основном таких же взглядов. Мы как-то стараемся эти вопросы не обсуждать. В душе поддерживаем, а на митинги никакие не ходили. Но позвал бы кто-то на митинг в поддержку спецоперации - может, и пошли бы.
У Ершовой остались родственники в Украине. И у них кардинально иной взгляд на "спецоперацию".
- Им там всякую ерунду говорят про Россию. Мы с сестрой стараемся на эти темы не говорить, только на личные. Они нас, естественно, не понимают. Я верю в телевизор, а родственники - что они могут знать? Кривой Рог пока не трогают. Наши-то не тронут, русские. А что там на уме у этих бандеровцев, трудно сказать. Они там на Украине бомбят мирное население, а сами говорят, будто это наши делают. Я в жизни не поверю! Наши бомбят только военные объекты. Хочется так верить.
В самом Кривом Роге "бандеровцев", правда, нет, говорит Ершова. Да и русскоязычное население там вроде бы не притесняли.
- Я вот в 2019 г. была, так спокойно на русском разговаривали, в магазинах обслуживали, - вспоминает руководитель ансамбля. Никакого противоречия в своих словах она не видит.
- Мы - украинцы другие, мы - советские украинцы. Россия воюет с НАТО, с Америкой. Украинцы чего, это пушечное мясо. И не все там бандеровцы. Мне их жалко, конечно. Ну а что делать? - рассуждает Ершова.
- Я боюсь, как и все. И сейчас боюсь, боюсь умереть в тюрьме, а не дома. Но никогда не пойду на прямое предательство своих взглядов, - признается Лариса Скрипникова, бывший руководитель "Калины".
Скрипникова раздает указания людям, которые вместе с ней приехали в Сандармох почтить память украинцев, убитых во время Большого террора. Люди ее слушаются: именно при ней в урочище появился украинский Крест скорби, деньги на него собирали всем миром. И именно она когда-то передала бразды правления Светлане Рукавишниковой.
Лариса Скрипникова, как и большинство ее попутчиков в Сандармохе, в ужасе от развязанной Россией войны.
- У меня так болит... Я перестала и спать, и думать. Стесняюсь что-то писать в соцсетях, и мне так стыдно перед родными и друзьями. У меня ведь одна сестра под Львовом, вторая в Ровно. И мне стыдно за то, что я молчу. Я не герой, - говорит Лариса Скрипникова.
- У меня дочка в Чернигове, можете представить, что я чувствую? - спрашивает председатель Союза украинок России Людмила Мельник из Москвы. - Там все разбомбили: садики, театр, гостиница... И это военные объекты? Мне заявила одна барышня: а на бомбах написано, что это из России?
В организации Мельник было два десятка женщин, а после начала войны их стало еще меньше. Они стараются помогать беженцам. Мельник связывалась с Рукавишниковой - интересовалась, есть ли в Карелии беженцы и сколько их.
- Она ответила: ну, наверное, есть... Я написала, что украинское общество должно бы как-то реагировать, может, помочь чем-то. Но ответа не последовало, - говорит Мельник.
- Многие выросли и всю жизнь провели в Карелии, у них очень мало осталось украинского. Может, для украинцев, которые родились в России, Украина связана только с лирическими песнями, - объясняет такую пассивность Лариса Скрипникова. - Я приведу пример - давний, задолго до Крыма. Был в Карелии предприниматель, он родом из Украины, у него родители там жили. И я к нему пришла за спонсорской помощью. А он сказал: "Ненавижу вашу Украину!" Я спрашиваю: "За что же? У вас же там родители!" Он говорит: "Ничего, я их скоро сюда перевезу". Я развернулась и ушла, даже не попрощавшись.
- Я общалась с украинцами, которые поддерживают войну. Они говорят что-то вроде "сами виноваты". А в чем виноваты? Непонятно, - пытается понять логику земляков Людмила Мельник. - Я считаю, нет оправдания людям, которые поют на украинском, но при этом поддерживают войну. Эти люди или боятся, или не хотят слышать правду, или приспосабливаются к местной власти. Я не хочу даже обсуждать идею, будто телевизор влияет. У каждого есть в Украине родственники, друзья, одноклассники, сокурсники... Но людям, живущим в России, кажется, будто они лучше знают, что творится в Украине.
Петрозаводчанка Ольга (фамилию она назвать отказалась) состоит в обществе украинской культуры "Калина", поет в хоре. И не перестала это делать после 24 февраля.
- К войне отношусь отрицательно, как и к любой войне. С руководителем мы этот вопрос не обсуждали, у каждого свое мнение, зачем мне обсуждать? Денацификация все равно рано или поздно произошла бы. На Западной Украине они есть, нацисты. Я верю, что российские войска атакуют только военные объекты. Что касается разрушений... Я не задаю себе вопрос, откуда они взялись. Даже и отвечать не буду. У меня и у мужа родственники на Украине, и мы не совсем согласны с их точкой зрения. Мы живем в России, нас все устраивает, мы поддерживаем политику России. А то, что там воюют - это воюют не люди, воюют правительства, - говорит Ольга.
- Когда воюют политики, воюют все, - возражает Лариса Скрипникова, комментируя участие "Калины" в правительственных проектах, посвященных межнациональному взаимодействию. - Ни о какой дружбе народов говорить нельзя. О какой дружбе идет речь? Вы послушайте, что Кадыров говорит! И я не вижу, чтобы его кто-то останавливал!
Людмила Мельник тоже говорит, что война разобщила всех, даже единомышленников.
- Многие наши знакомые на Украине, даже зная мою позицию, не общаются с нами из-за того, что мы находимся в России, - признается руководитель "Союза украинок России". - Я тоже чувствую себя виноватой в том, что не могу ничем помочь. Выйти на митинг? Мы выходили! Посмотрели, как полицейские девчонок за волосы таскают. И мы решили, что смысла просто нет. Это все очень тяжело, я не знаю, как с этим жить.

Прочитано 324 разів

Підпишіться на новини будівництва:

 

 

Вибір редакції: