Этот материал - о четырех подругах из американского штата Нью-Джерси, которые взвалили на себя то, что подчас не под силу большим объединениям волонтеров. Свою организацию они называют "штабом Бандеры".
От Польши до Украины сорок огромных баулов Виктории придется перегружать самой - помощники остаются в Нью-Йорке. Это еще не самая крупная поклажа, возила и больше. В сумках - тактические медицинские аптечки, военная форма и другие вещи, нужные сейчас украинским солдатам на передовой. В аэропорту Ньюарка перед вылетом в Украину Виктория Мельник, уроженка западной Украины, дала интервью Русской службе "Голоса Америки".
- Помнишь ли ты, какая это по счету поездка?
- Мы сбились со счета с девчатами. Недавно специально посчитали - это десятая моя поездка.
- И ты летишь одна?
- Да.
- Какой-нибудь талисман берешь с собой, когда летишь?
- Я не верю в талисманы... Это мои талисманы, - Виктория показывает на подготовленные к вылету баулы. - Там столько вложено любви.
Виктория, Яна, Марина, Марьяна. Четыре подруги взвалили на себя то, что подчас не под силу большим объединениям волонтеров. Мужчины тоже помогают, но основная тяжесть - на хрупких девичьих плечах. Общая фотография в аэропорту - не просто памятный снимок. Хотят отправить своим подопечным на передовую. Виктория показывает на смартфоне любительское видео - украинские военные шлют привет с фронта украинкам из Америки или "штабу Бандеры" - так назвали они свою группу.
Корреспондент Русской службы "Голоса Америки" побывал дома у волонтеров накануне вылета Виктории в Украину.
- Название вашей организации кто предложил? Вы девушки, почему вы выбрали такое название?
- Это импровизация. Мы все с западной Украины. И так звучало - бандеровки, бандеровки, и потом уже "штаб Бандеры". Мы боремся за независимость Украины так же, как ребята на передовой, - говорит Яна Гапонова, волонтер Bandera Foundation.
Яна занимается финансовой отчетностью. Она студентка бизнес-школы, так что ей к документации не привыкать. За семь месяцев войны папок существенно прибавилось. Записывают все - от пожертвований до логистики.
- Здесь полностью вся информация о сумках - куда летят, как летят, количество, гарантийные письма, разрешения, запросы от наших военных. Наша сокровищница, можно сказать, - показывает Яна стопки папок с записями.
Яна из семьи потомственных военных - все мужчины, начиная с прадеда, носили военную форму. Родной брат сразу после академии тоже ушел защищать Украину.
- У тебя есть дети?
- У меня маленький ребенок, 3 года. Девочка.
- Как ты ей говоришь о том, что происходит?
- Мой брат - ее крестный. Я показываю фотографии, рассказываю, что он сейчас воюет за независимость Украины.
Марьяна и Марина отвечают за медицинскую помощь. Закупают препараты, собирают индивидуальные аптечки. На связи с военными медбригадами из Украины - они дают информацию о том, что нужно солдатам на данный момент.
- Вот это всего-навсего на один раз, - Марина Якобчук показывает турникет для остановки крови. - Бандаж - тоже на один раз. А цена одного такого...
- $18, - подхватывает Марьяна Сысак. - Турникет, который сохраняет жизнь, один турникет - $25. 1 турникет. Но это одна сохраненная жизнь.
- Многое мы сами искали, - продолжает Марина Якобчук. - Так, окклюзионные пластыри, мы уже знаем, бывают вентилируемые и невентилируемые. Знаем, какие и когда лучше применять.
Когда Россия развязала войну, Марьяна заканчивала в Америке медицинскую школу. Помощь родной Украине - это у нее с Мариной и профессиональный стаж, и боевой.
- У каждой из нас есть близкие люди, которые там на войне погибли. Вот фотография одного моего знакомого, он воевал с 2014 г., - показывает Марьяна на смартфоне фото.
Виктория потеряла троюродного брата, каждый день погибают знакомые и друзья. Волонтерство занимает почти все время. Работа ушла на второй план. По профессии Вика визажист. Изредка для настроения подкрашивает подруг. В перерывах между сборами. Только в маркировках полевого снаряжения она теперь разбирается лучше, чем в палетках теней для макияжа.
- Вот, например, кто бы мог подумать, что я буду везти из Штатов лопатку! - Виктория Мельник, волонтер Bandera Foundation, показывает саперную лопату. - Это одна из тех вещей, про которые мы даже и не знали раньше, но сейчас мы с девушками ходим по магазинам и выбираем лопатки - самые клевые, самые новые!
Ее скромная квартира похожа на склад военторга. Перед отправкой сумок в Украину все вообще забито под потолок.
- Этот флаг был подписан ребятами с передовой как благодарность нам с девушками за нашу работу. - Вика указывает на сине-желтый стяг на стене. - Он нам очень дорог, это наш оберег. Моя мама всегда его трогает и молится за всех, чьи имена там написаны.
Светлана, мама Виктории, всегда на подхвате - накормить, напоить. Говорит - все они мои дети. Эта старая фотография - самая ценная в доме реликвия.
- Мой прадед Мыкола в начале прошлого века поехал в Америку, заработал денег, приехал в Украину, купил там землю, дом, - говорит Светлана Медведюк, мама Виктории. - Его сын Володымыр, мой дед, женился на моей бабе Парасе. Люди себе жили, работали, а 10 февраля 1940 г., мама говорила, и бабушка рассказывала, приехали с телегами русские солдаты.
Работящую семью признали кулаками и отправили в Сибирь. Прадед Мыкола, двухметровый богатырь, оттуда уже не вернулся. Похоронен в братской могиле, они даже не знают, где именно.
- Я недавно посчитала - уже шестое поколение моей семьи, лично моей, шестое поколение страдает от российской агрессии, - говорит Светлана.
- Вы как мать... вы ее отговаривали от полетов в Украину?
- Ни разу. Насколько мне тяжело каждый раз, когда она летит самолетом, но каждый раз надежда на Бога, что все будет хорошо... И отпускаю с легким сердцем.
Пока Вика в Украине, остальная часть "штаба Бандеры" начнет сбор новой партии для отправки на фронт. Для себя лично обновок девушки уже давно не покупали - все идет в копилку победы.
- Каждый лишний доллар тратим на что-то для наших защитников и защитниц. Так что закончится война, Украина победит, тогда будем думать о платьях, - говорит Марина Якобчук.
- Страна начинается с нас. С таких, как мы, - подхватывает Виктория.


